Проблемы развития прикладной и фундаментальной науки В России

 

Одним из важнейших факторов, оказывающим огромное влияние на научно-технический прогресс, является развитие прикладной и фундаментальной науки. По оценке российских ученых, наука в нашей стране уже переходит или уже перешла черту, за которой начинаются необратимые процессы распада. Закрыты целые научные направления. Большое число представителей науки перекочевало на Запад.

До начавшихся в России реформ ассигнования на науку не опускались ниже 2% ВВП и были на уровне промышленно развитых стран. В 1998 г. при плане 0,63% ВВП они составляли 0,32%, что сравнимо только с уровнем Аргентины и Таиланда (см. таблицу 1)[4].

В сопоставимых ценах научный бюджет в 1991-1998 гг. упал примерно в шесть раз. Естественным результатом такой политики стал переход науки из критического состояния в коматозное, стагнация институтов и гибель целых научных школ и направлений.

Многие выдающиеся ученые уехали за границу или используют свой интеллект в более прибыльных сферах деятельности, имеющих слабое отношение к научной сфере. Происходит системный распад научной среды, разбазаривание научно-технического потенциала, необоснованная переспециализация научных учреждений, почти полная смена профиля опытно-экспериментальных производств.

К началу 1992 г. научно-техническая сфера включала 2,9 тыс. НИИ и КБ, около 450 вузов, 559 проектных и проектно-изыскательских организаций и 400 научно-исследовательских и конструкторских подразделений на промышленных предприятиях. Сейчас эта сфера разрушается. За четыре года численность занятых НИОКР снизилась более чем на 400 тыс. человек, или на 32-35%, а выпуск аспирантов — на 22-25%.

Таблица 1

Расходы на науку в различных странах мира (% от ВВП)

Страна

Доля ВВП, выделяемая на науку %

Страна

Доля ВВП, выделяемая на науку %

Израиль

3,5

Индия

1,3

Япония

3,05

Чехия

1,2

Кореи

3,0

Ирландия

1,04

Швеция

2,89

Исландия

1,01

Швейцария

2,86

Новая Зеландия

0,88

США

2,75

Испания

0,87

ФРГ

2,66

КНР

0,79

Франция

2,42

 

Португалия

0,61

Великобритания

2,08

Болгария

0,5

Финляндия

2,02

Бразилия

0,5

Нидерланды

1,91

Турция

0,47

Норвегия

1,84

Греция

0,46

Дания

1,69

Румыния

0,45

Бельгия

1,69

Россия (факт)

0,32

Австрия

1,51

Россия (план)

0,63

Австралия

1,34

Аргентина

0,3

Италия

1,32

Таиланд

0,18

В первую очередь кризис науки затронул те звенья, которые теснее всего связаны с производством и созданием новой продукции — проектные организации, исследовательские и конструкторские подразделения на предприятиях: в 1992-1994 гг. их число сократилось на 20-25% [2].

Затраты на материально-техническое обеспечение научных организаций сократилось в десятки раз. Свернуто финансирование научно-технических услуг (патентной деятельности, стандартизации, контроля качества). Почти к нулю свелись расходы на приобретение иностранной литературы. Подготовка кадров с высшим образованием в России резко снизилась. Россия стала готовить таких специалистов в два-три раза меньше, чем США. Прекращено финансирование системы повышения квалификации специалистов.