Анализ кризисных явлений в России

 

Итак, мы рассмотрели кризисную ситуацию в одной из ключевых сфер российской экономики – инновационной сфере. Чтобы изменить кризисную ситуацию в этой сфере, на наш взгляд, в рамках определения приоритетов государственной научно-технической политики необходимо прежде всего решать проблемы миграции научно-технических кадров, охраны интеллектуальной собственности, создания и поддержки технопарков, выявлять те научные направления, которые могут частично самофинансироваться, и которые не выживут без дотаций, развивать практику создания инновационных фондов. Целесообразно также создать государственную систему дотаций банкам, используемых для предоставления льготных кредитов предприятиям, осуществляющим научно-технические производственные проекты.

В числе важнейших приоритетов государственной политики и одного из главных направлений реформ должны стать, на наш взгляд, следующие:

* резкое увеличение расходов на науку

* обеспечение оптимального распределения государственных ассигнований на развитие фундаментальных и прикладных исследований

* создание (под контролем государства) экономических, правовых и социальных условий для развития предпринимательства в научно-технической сфере при частичном разгосударствлении НИОКР, создание эффективного механизма взаимодействия науки и производства

* в рамках оказания поддержки лучшим научным школам — разработка эффективной налоговой политики, стимулирующую НТП.

Обобщая рассмотренный материал, можно констатировать также, что уровень развития рыночных отношений в стране еще недостаточен для эффективного и неконтролируемого рыночного воздействия на поведение негосударственных инвесторов в сфере развития науки отечественная финансовая система также не стимулирует инновационную деятельность. Инновационная область практически находится на положении “пасынка” государственной политики, те немногие законодательно-правовые акты, что призваны стимулировать развитие инноваций в стране, на деле практически не реализуются. На наш взгляд, научно-технический прогресс и экономические реформы в России должны происходить параллельно, в этом залог успеха перехода на рыночные отношения. Задача государства при этом — обеспечить тесную связь между этими фундаментальными общественными процессами – на настоящий момент не исполняется в должной мере. Очевидно, что состояние инновационной сферы и конкретный механизм реализации государственного регулирования должны занять свое место в ч

исле приоритетных направлений государственной политики, если мы не хотим окончательно превратиться в сырьевой придаток индустриально развитых стран.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С. Кому нужна такая политика? // Независимая газ., 1995, 20 января

2. Деловая жизнь России, ежемесячный журнал, май 1998 г.

3. Куланин Р., Захаров А. Спад достиг предела // Деловой мир, 1995, 21 марта

4. Курнышева И, Сулейманов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист, 1995, №10

5. Дагаев А., Фактор НТП в современной рыночной экономике // М., Наука, 1994

6. Логинов В., Кулагин А. Инновационная политика: меры по активизации // Экономист, №9, 1994