Должностные обязанности секретаря стенографистки

 

I. Общие положения

1. Секретарь-стенографистка относится к категории технических исполнителей.

2. На должность секретаря-стенографистки назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

3. Назначение на должность секретаря-стенографистки и освобождение от нее производится приказом

4. Секретарь-стенографистка должна знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы, положения, инструкции, другие руководящие и нормативные по ведению делопроизводства.

4.2. Структуру и руководящий состав предприятия и его подразделений.

4.3. Стенографию.

4.4. Машинопись.

4.5. Правила орфографии и пунктуации.

4.6. Порядок расположения материала при печатании различных документов.

4.7. Правила печатания деловых писем с использованием типовых форм.

4.8. Правила эксплуатации пишущих машинок, диктофонов, магнитофонов и других используемых технических средств.

4.9. Правила пользования приемно-переговорными устройствами.

4.10. Стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации.

4.12. Основы организации труда.

4.13. Основы законодательства о труде.

4.14. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.15. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

6. На время отсутствия секретаря-стенографистки (болезнь, отпуск, пр.) ее обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Секретарь-стенографистка:

1. Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделений.

2. Получает необходимые руководителю сведения от подразделений или исполнителей, вызывает по его поручению работников.

3. Организует телефонные переговоры руководителя.

4. Принимает и передает телефонограммы, записывает в отсутствие руководителя принятые сообщения и доводит их содержание до его сведения.

5. Осуществляет работу по подготовке заседаний или совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация), ведет и оформляет протоколы.

6. Обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, создает условия, способствующие эффективной работе руководителя.

7. Стенографирует тексты подготавливаемых руководителем приказов, распоряжений, писем и других организационно-распорядительных документов с последующей их расшифровкой и печатанием на пишущей машинке или вводом информации в банк данных.

8. Передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам (телекс, факс, телефакс и др.).

9. Выполняет различные операции с использованием компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений.

10. Осуществляет делопроизводство.

11. Принимает поступающую на имя руководителя корреспонденцию, осуществляет ее систематизацию в соответствии с принятым на предприятии порядком и передает после ее рассмотрения руководителем в подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе их работы либо подготовки ответа.

12. Ведет контрольно-регистрационную картотеку, следит за сроками выполнения поручений руководителя, взятых на контроль.

13. Принимает документы на подпись руководителю.

14. Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений работников.

15. Формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив.

16. Подготавливает документы для тиражирования на множительной технике, а также копирует документы.

17. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

III. Права

Секретарь-стенографистка имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися ее деятельности.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех недостатках, выявленных в процессе своей деятельности, и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения ее должностных обязанностей.

5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Секретарь-стенографистка несет ответственность:

 

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Новые квалификационные характеристики секретарей

Секретарь-стенографистка

Стенографистка

Требования к квалификации.

Стенографистка I категории: среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, предусматривающей стенографирование со скоростью не менее 110 слов в минуту, без предъявления требований к стажу работы.

Стенографистка II категории: среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, предусматривающей стенографирование со скоростью не менее 85-90 слов в минуту, без предъявления требований к стажу работы.

В разделе “Должностные обязанности” по-прежнему “установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе “Должен знать” содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей“2.

Так как функциональные обязанности секретарей и виды выполняемых ими работ устойчивы и фактически не изменились (меняется только технология работы с внедрением средств механизации и автоматизации), то эти разделы в квалификационных характеристиках секретарского состава в новом сборнике по содержанию не изменились, они претерпели лишь незначительную редакционную правку. Новой, как уже отмечалось, является квалификационная характеристика секретаря руководителя. Она рассчитана прежде всего на коммерческие организации, где секретарь один ведет организационное и информационно-документационное обслуживание всей фирмы. В требованиях к квалификации секретаря руководителя, следуя запросам рынка труда, справедливо указана необходимость высшего профессионального образования.

Рассмотрим квалификационную характеристику секретаря руководителя.

Должностные обязанности.

Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделений.

Получает необходимые руководителю сведения от подразделений или исполнителей, вызывает по его поручению работников.

Организует телефонные переговоры руководителя, принимает и передает телефонограммы, записывает в его отсутствие принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание.

Осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация), ведет и оформляет протоколы.

Обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, создает условия, способствующие эффективной работе руководителя.

Стенографирует тексты подготавливаемых руководителем приказов, распоряжений, писем и других организационно-распорядительных документов с последующей их расшифровкой и печатанием на пишущей машине или вводом информации в банк данных.

Передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам (телекс, факс, телефакс и др.).

Выполняет различные операции с использованием компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений.

Осуществляет делопроизводство, принимает поступающую на имя руководителя корреспонденцию, систематизирует ее в соответствии с установленным порядком и передает после рассмотрения руководителем в подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе их работы либо подготовки ответа.

Ведет контрольно-регистрационную картотеку, следит за сроками выполнения поручений руководителя, взятых на контроль.

Принимает документы на подпись руководителю.

Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений работников.

Формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив.

Подготавливает документы для тиражирования на множительной технике, а также копирует документы на персональном ксероксе.

Должен знать:

— положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы по ведению делопроизводства

— структуру и руководящий состав предприятия и его подразделений

— стенографию

— машинопись

— правила орфографии и пунктуации

— порядок расположения материала при печатании различных документов

— правила печатания деловых писем с использованием типовых форм

— правила эксплуатации пишущих машин, диктофонов, магнитофонов и других используемых технических средств

— правила пользования приемно-переговорными устройствами

— стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации

— основы организации труда

— основы законодательства о труде

— правила внутреннего трудового распорядка

— правила и нормы охраны труда.

На наш взгляд, не все учтено и исправлено в новых Квалификационных характеристиках. К сожалению, в старой редакции осталась квалификационная характеристика заведующего канцелярией. Учитывая значимость информационно-документационного обеспечения в работе управленческого аппарата, внедрение в сферу управления компьютерных технологий, руководитель канцелярии обязательно должен иметь высшее профессиональное образование. В его должностные обязанности входит не только организационное, но и методическое руководство делопроизводством организации, разработка таких сложных документов, как инструкция по делопроизводству, должностные инструкции и многое другое. Работник, имеющий “начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет”, как это записано в квалификационной характеристике, с такой работой грамотно не справится.

По нашему мнению, исходя из должностных обязанностей и учитывая расширение круга высших и средних профессиональных учебных заведений, более высокие требования к квалификации должны предъявляться ко всем категориям секретарей.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций работников, способствующим обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.

Как указано во введении к новому Квалификационному справочнику, применение Квалификационного справочника в современных организационно-технических условиях будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации труда всех категорий служащих.