Неудача на первом свидании

От того, какое впечатление вы произведете на собеседовании, зависит ваша дальнейшая судьба. Конечно, вам может не понравиться место и люди, которых вы там увидите, но вызвать симпатию работодателя будет не лишним в любом случае. Прийтись по душе, будучи кандидатом, на самом деле не так сложно, как может показаться. Если ваши профессиональные данные подходят (а иначе вас не позвали бы на собеседование), дело за малым: анализируйте чужие ошибки и не повторяйте их.

Всегда готов!

Так получилось, что Игорь долго искал работу. За это время он испытал различные состояния - от уверенности в себе до полного разочарования в собственных способностях. В итоге он устал и со многим смирился: если вначале он тщательно выбирал компании, и мог отказаться от собеседования, если его что-то не устраивало, то через несколько месяцев бесплодных поисков он был готов во многом уступить. Неожиданно появилась вакансия, которая ему очень подходила, с хорошей зарплатой и прочими условиями, о которых он уже и не мечтал. Игоря позвали на собеседование, и он так обрадовался, что в результате все испортил. Вместо серьезного специалиста руководитель увидел сильно волнующегося мужчину с блуждающей улыбкой и лихорадочно блестящими глазами. Игорь был рассеян, и на все вопросы отвечал однообразно: "Все могу, на все готов". Руководителя такая готовность смутила, так как во время разговора этот соискатель не задал ни одного вопроса, по всему было видно, что ему просто очень нужно место и он даже не понимает, о какой работе идет речь. К сожалению, подтверждения компетенции Игоря и его интереса к делу собеседник не увидел.

Перед каждым собеседованием нужно проводить над собой психологическую работу, абстрагируясь от неудач или, напротив, недавних легких побед. Ваше состояние должно быть близко к чистому листу - спокойное и уверенное.

Елочка, зажгись!

У Татьяны была яркая внешность, и, как правило, это помогало ей в работе. Во всяком случае, она была запоминающейся женщиной: ее знали все сотрудники, запоминали клиенты - пышная прическа, яркий цвет волос, одежда насыщенных цветов, украшения, заметный макияж, длинные ногти. Татьяна работала в сфере недвижимости, и когда она решила сменить работу, первым делом отправила резюме в крупные компании с громкими именами с тем, чтобы сделать в своей карьере решительный шаг. Резюме Татьяны заинтересовало специалистов рынка, и ее вызвали на собеседование в 3 компании, однако, во всех случаях на этом общение и заканчивалось. Всякий раз Татьяна приходила "при полном параде": красный или бирюзовый костюм с короткой юбкой, яркий маникюр, объемные украшения, сильный запах духов. Потенциальным работодателям это не нравилось; им хотелось видеть не нарядную и яркую, а просто ухоженную и аккуратную сотрудницу. Если бы женщина еще в первой компании обратила внимание на то, как одеваются сотрудницы, возможно, это подсказало бы ей правильную тактику в дальнейшем: неброские костюмы приглушенных тонов, аккуратные прически, минимум косметики и украшений.


Во многих компаниях, особенно там, где в основе лежит работа с клиентами, сотрудники должны выглядеть скромно и достойно, а яркость и вызов не в цене. Чем крупнее суммы сделки, чем весомей каждый отдельный клиент, тем важнее не раздражить его безвкусным внешним видом.

Кто тут у вас в цари крайний?

Николай уехал в Америку и получил там образование. А когда вернулся домой, он уже твердо знал, чего в жизни хочет и как этого добиться. Жизнь и работа за границей научили его не скрывать амбиции, в том числе и на собеседованиях с работодателями. "Кому нужны пассивные работники без целей и планов?" - совершенно справедливо рассуждал он, но все же допустил ошибку. Николая пригласили на интервью в крупную компанию, занимающую лидирующие позиции на рынке. Такой вариант работы его устроил бы вполне. На собеседовании он честно признался, что ему интересны перспективы и движение вперед, однако, не учел тот факт, что говорил он с руководителем подразделения, куда его планировали взять рядовым сотрудником. Николай даже имел неосторожность сказать, что хотел бы сам стать руководителем подразделения и не останавливаться на этом. Сотрудник, проводивший собеседование, конечно же, не замедлил отправить документы юноши в корзину: терять место ему вовсе не хотелось.

Продемонстрировать амбиции важно и нужно, только вот следует соразмерять кому и насколько. Если вы говорите с владельцем компании, показать "прыть" и боеготовность будет кстати: он увидит в вас богатый потенциал, в то время как рядовой сотрудник - всего лишь выскочку, а начальник отдела и вовсе побоится перспективы быть "подсиженным".

Не мальчик, но муж!

Больше всего Володю смущало то, что ему всего 22 года. Он только что окончил институт, да и опыт работы не добавлял уверенности - так, подработки там и сям. Большинство вакансий, которые нравились ему, требовали кандидатов посолиднее, в основном, от 25 лет, но он продолжал искать и, наконец, нашел - желаемый возраст сотрудника в объявлении не был указан вообще. Вдобавок ко всему юноша не прописал его и в резюме. Володю позвали на собеседование. К оказанному доверию он отнесся с большим трепетом и решил показаться на всякий случай взрослее. Надел костюм, тщательно "зализал" волосы, взял у отца ноутбук и отправился на собеседование. Конечно, выглядел бедный Володя смешно: с неуместным ноутбуком на коленях, деловито хмуря брови и понижая тембр голоса. А тут еще зазвонил мобильник, и кандидат с рвением принялся говорить, имитируя деловую активность: "обсудим при встрече, решим проблему, не вопрос". Вполне возможно, компания была бы не прочь взять совсем неопытного сотрудника и вырастить его в своем коллективе, но разрушать его стереотипы и работать психологами им вряд ли хотелось.

Свои преимущества есть у каждого возраста - у одних больше опыта, других легче научить. А вот желание перевоспитывать и бороться с комплексами соискателей возникает у кадровиков нечасто. Быть собой - важное правило собеседования. Достоинство и естественность всегда привлекательны, а главное - позволяют лучше видеть, с кем имеешь дело.

Проявляйте любопытство, спрашивайте у ваших знакомых, ищущих работу, как проходят их собеседования - никогда не помешает знать о том, какие подводные камни могут встретиться при общении с работодателями.
Автор: Елена КУЗНЕЦОВА, Источник: ИД "РДВ-Медиа"