Особенности мышления первобытных обществ

 

Богатый этнографический материал о жизни первобытных обществ нашей планеты, свидетельствует о том, что почти во всех низших обществах мы встречаем мышление почти неизменное не только в своих чертах, но и в самом содержании, вплоть до деталей представлений. Однообразие этого мышления – отражение однородности в строении общества, которому оно соответствует и которое оно выражает. «Институты первобытного общества наперед закрепляют – в неизменном виде – реально возможные комбинации коллективных представлений»,- пишет Леви-Брюль. Кроме того, коллективные представления обычно образуют часть мистического комплекса, в котором эмоциональные и аффективные элементы совершенно не позволяют мысли быть и владеть собой. Ничего не преподносится этому мышлению без наслоения мистических элементов: всякий объект его восприятия вызывает более или менее сильную эмоцию, причем сам характер эмоции в свою очередь предопределен традициями. «Дело в том, — поясняет Леви-Брюль, — что, исключая узкоиндивидуальные эмоции, которые з

ависят от непосредственно реакции организма, у первобытных людей нет ничего более «социализированного», чем эмоции». Теперь мы можем с уверенностью утверждать, что уже в первобытном обществе, в силу особенности мышления, люди переживали сходные эмоции, воспринимая и познавая окружающий мир. Вытесненные со временем в бессознательную часть души, эти эмоции – вместе уже с имеющимся опытом – составили эмоционально- психическую компоненту архетипических структур. Подтверждение этого феномена мы можем найти в исследованиях по массовой психологии, так Густав ЛеБон, рассматривая массовые скопления людей, констатирует, что каждый индивид, составляющий толпу, чувствует себя ее частью происходит единение человеческих душ в одну – душу массы и в это время толпа начинает жить как единый организм, переживая одинаковые эмоциональные потрясения, т.е. в этом случае мы имеем дело с эмоцией социальной. Также ЛеБон констатирует, что сознание индивидов массы становится сходным сознанию первобытных людей: человеком руководят толь

 

ко примитивные инстинкты, на первом месте для него интересы толпы, а не свои собственные. Таким образом, можно признать, что современная толпа ничем не отличается от толпы первобытной и, главное, – эмоция, действительно, может быть коллективной.



Adblock detector