Среда борьбы

 

Среду конкуренции определяют не только прямые конкуренты в отрасли, но и производители товаров-заменителей, поставщики и потребители продукции.

Понятие “конкурентоспособность фирмы” включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом, национальном и мировом рынке. Для анализа среду конкуренции разбивают на пять составляющих, которые влияют на уровень конкуренции (модель Портера), рисунок 3.

В первую группу входят предприятия, являющиеся прямыми конкурентами в отрасли. Для укрепления своих позиций по сравнению с конкурентами предприятия используют разнообразные приемы, инструменты конкурентной борьбы.

При всем многообразии методов и средств конкурентной борьбы позицию предприятия на рынке определяет конкурентное преимущество.

 

Как показывает анализ конкуренции по Портеру, конкурентное преимущество может достигаться или за счет более низких издержек, или за счет особенностей, неповторимости, уникальности товара.

Прочие партнеры по рынку.

Производитель и торговля выполняют задачи обеспечения потребителей товарами. Успех здесь во многом зависит от координации действий партнеров. В последнее время нельзя не заметить все возрастающее влияние торговли на производство, заставляющее предприятия учитывать требования торговли при разработке и выпуске товаров.

Посредники, не входящие в сбытовую цепь, устанавливают контакты между различными звеньями этой цепи, способствуя тем самым беспрепятственному продвижению товаров по каналам распределения. Посреднической деятельностью занимаются торговые представители, маклеры, комиссионеры, перевалочные базы, банки, рекламные агентства и т. д.