Интеграционные группировки с участием Мексики

 

ФАО, ГАТТ, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, MAP, МБР, ИФАД, МФК, МОТ, МВФ, ИМО, ИНТЕЛСАТ, ИНТЕРПОЛ, ИСО, МСЭ, ОАГ, ООН, ЮНЕСКО, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, НАФТА.

2.9. Уровень научно технического прогресса страны

Уровень научно технического прогресса страны очень низок, все технологии закупаются за рубежом.

2.10. Виды и наличие ТНК государственных и частных предприятий (монополии)

Основным приоритетом промышленной политики правительств было стимулирование внутреннего спроса, хотя, как уже говорилось, оно осуществлялось в двух по существу противоположных вариантах: в интегрирующем, путем перераспределения и снижения неравенства в доходах в Мексике, и дифференцирующем, «исключающем», на основе активной политики концентрации доходов в Бразилии. Из потребностей внутреннего рынка и приоритетов увеличения его емкости исходили в своей деятельности все субъекты экономики — госсектор, ТНК и национальные предприниматели.

 

Для Мексики была характерна слабость внутренних источников накопления, необходимых для осуществления индустриализации. В Мексике проблема мобилизации накоплений решалась на первом этапе (до середины 50-х годов) путем перераспределения ресурсов из аграрного сектора в промышленный и увеличения экспорта сырья. С исчерпанием этих источников к середине 50-х годов все более важную роль стал играть иностранный капитал. В Бразилии, где не было аграрной реформы и где возможности для наращивания экспорта сырья были более ограниченными, чем в Мексике, основным источником накоплений в 50-е годы были доходы, полученные в «легкой» фазе индустриализации за счет использования возможностей огромного внутреннего рынка. В этом смысле развитие бразильской экономики на первом этапе индустриализации носило более эндогенный характер, чем в Мексике.

2.11. Влияние государственных органов на экономику страны

Государство на этапе индустриализации не только непосредственно участвует в производственной деятельности, но обеспечивает сырьем и полуфабрикатами предприятия частного сектора. В государственном секторе создаются наиболее капиталоемкие предприятия с длительным сроком окупаемости, производящие сталь, бумагу и картон, минеральные удобрения. Число предприятий государственного сектора в 1940-1954 гг. увеличилось с 32 (сосредоточенных преимущественно в нефтяной промышленности) до 1442. Кроме того, государство субсидирует национальное производство и потребление, поддерживая низкие цены на нефть и тарифы на электроэнергию и транспорт. Государственные капиталовложения и субсидии промышленным предприятиям в этот период превышают 40% общего объема государственных расходов. Государство становится главным субъектом новой модели накопления, основанной на перемещении капитала из сельского хозяйства и добычи минерального сырья в обрабатывающую промышленность.

В 1954-1970 гг., в период так называемого «стабилизирующего развития», замена импорта распространяется на промежуточные товары производственного назначения, средства производства и товары длительного пользования. Во второй фазе импортзамещения в Мексике динамизм индустриализации обеспечивается ростом частных инвестиций. Роль государства как основного инвестора и непосредственного участника производства ослабляется, замедляется процесс создания новых предприятий госсектора. Государство, однако, сохраняет решающую роль в создании условий для функционирования частного сектора.

Частные капиталовложения стимулируются налоговыми привилегиями, усилением и диверсификацией протекционистских мер, растущими ограничениями свободного доступа зарубежных производителей на многие рынки. В этот период в отличие от предыдущего, когда несбалансированный рост государственных расходов вел к увеличению инфляции, правительство проводит жесткую бюджетную и денежную политику. Фиксированный обменный курс национальной валюты в сочетании с налоговыми и таможенными льготами становится эффективным механизмом защиты внутреннего рынка.



Adblock detector