Влияние экономики на сферу услуг

 

Мощное влияние на развитие сферы услуг во всем мире оказывают экономические факторы маркетинговой среды.

По мере роста экономики большинства стран наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня дохода на душу населения сельскохозяйственный сектор постепенно теряет свою ведущую роль, уступая ее сначала промышленности, а затем сектору услуг. Эти две важнейшие структурные перестройки называют экономическими стадиями индустриализации и постиндустриализации или деиндустриализации.

Рост доходов населения приводит к качественным изменениям в структуре потребительского спроса: спрос на разного рода услуги начинает расти быстрее спроса на промышленные и сельскохозяйственные товары, что объективно способствует динамичному развитию отраслей сервисного обслуживания. В то же время относительно медленный рост производительности труда в секторе услуг влечет за собой также относительное удорожание сервисных продуктов по сравнению с товарами, производимыми промышленностью и сельским хозяйством.

Совокупное воздействие этих экономических факторов стимулирует последовательный рост доли услуг в ВВП национальных экономик.

 

В результате роста благосостояния различных групп населения увеличивается спрос на услуги, облегчающие, например, такую рутинную работу, как уборка помещений, приготовление пищи и т.д. Рост доходов и расширение диапазона свободного времени в свою очередь предопределяют увеличение спроса на комплекс услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спортом. За последнее время запросы потребителей, особенно в сфере услуг, стали чрезвычайно индивидуализированными, а сами рынки приобрели весьма разнообразную структуру и разделились на множество сегментов. При этом даже внутри одного и того же сегмента стали выявляться релевантные признаки еще более мелких групп — фрагментов тех или иных потребителей.

Однако это не означает достижения стабильности состава потребителей как внутри отдельно взятых сегментов, так и фрагментов. Напротив, наблюдается активная межфрагментарная и межсегментарная «миграция» потребителей. Их социальная структура не только постоянно усложняется, но и подвергается динамичным изменениям. Это, в свою очередь, порождает новые и новые потребительские запросы, как у тех, кто сменил свой социальный статус, так и в границах той же социальной группы. Само число социальных групп также постоянно возрастает.

Исходя из расширения гаммы потребительских предпочтений, сервисные продукты вынуждены претерпевать многочисленные изменения и модификации прежде, чем они начинают отвечать разнообразию рыночных требований.