Политика, право и сфера услуг

Несомненно, что одной из главных причин кардинальных преобразований в сфере услуг были изменения в политико-правовых факторах макросреды, основным вектором которых явилась либерализация государственного регулирующего воздействия на индустрию сервиса или так называемый процесс дерегулирования, который продолжается до настоящего времени.

Многие сервисные отрасли (транспорт, связь, финансово-банковское дело и др.) традиционно подвергались более жесткому государственному регулированию, нежели промышленность. Нередко в сфере услуг директивно устанавливались уровни цен, накладывались географические ограничения на стратегии дистрибьюции, а в отдельных случаях диктовались и характеристики продукта.

Ослабление государственного регулирования привело к исчезновению или минимизации многих конкурентных ограничений в таких отраслях, как железнодорожные и автомобильные грузовые и пассажирские перевозки, а также банковское дело, торговля ценными бумагами, страховой бизнес и телекоммуникации. Во многих случаях были ослаблены географические ограничения на оказание услуг, предоставлена большая свобода конкуренции в области цен, а действующие фирмы получили возможность внедряться на новые рынки или в новые сферы бизнеса.

Американской инициативой, которую позже скопировали многие страны, стало оказание государственного воздействия на профессиональные ассоциации с тем, чтобы заставить их снять или ослабить запрет на рекламу профессиональных услуг. Под действие таких ограничений подпадали бухгалтеры, архитекторы, врачи, адвокаты и работники ряда других профессий.

Запрещая или строго ограничивая рекламу и другие коммуникационные инструменты, профессиональные ассоциации тормозили развитие рынков профессиональных услуг и их участникам в стремлении заполучить потен-i шальных клиентов приходилось в основном полагаться на рекомендации и личные контакты.

Среди эффектов изменения профессиональных стандартов поведения следует указать на следующие:

• облегчение внедрения на рынки конкретного продукта

• большая свобода в области ценовой конкуренции

• появление стимулов к продуманной дифференциации услуг

• возможность использовать средства массовой информации для продвижения профессиональных услуг на рынок.

Сегодня многие юристы и работники других профессий рассматривают рекламу как здоровый инструмент, который уменьшил стоимость услуг для клиентов.

Любому туристу или деловому человеку, выезжающему за рубеж, бросается в глаза интернационализация деятельности сервисных компаний. Национальные авиакомпании сейчас курсируют на многих международных маршрутах. Многочисленные фирмы по оказанию финансовых услуг, рекламные агентства, гостиничные предприятия, рестораны быстрого обслуживания, бюро по прокату автомобилей, бухгалтерские фирмы функционируют сегодня на нескольких континентах. Эта стратегия, возможно, отражает стремление лучше обслуживать существующих потребителей или желание выйти на новые рынки, или и то, и другое.



Adblock detector