Значение законодательство РФ для сферы услуг

 

Законодательство Российской Федерации, и в частности Гражданский кодекс, устанавливает ряд специальных правил (норм) для субъектов, оперирующих в сфере услуг. Так, в отдельных видах деятельности закон императивно предъявляет специальные требования к профессионализму исполнителя той или иной услуги (например, в области медицины).

Гражданские права хозяйствующего субъекта могут быть также ограничены публичным договором. Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д.). Помимо сугубо гражданско-правовых аспектов взаимоотношений производителей и потребителей услуг имеется еще одна особенность, которая относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении принципа свободы договора в отношении конкретного договора. Согласно ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству РФ предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, определяя тем самым некоторые их (договоров) условия.

 

На основании ГК деятельность в отдельных областях сферы услуг лицензируется.

Действующая в России Государственная система стандартизации предусматривает возможность определения требований к качеству услуг в государственных стандартах. Эти требования, имеющие различную юридическую силу, относятся главным образом к безопасности услуг. Другие нормы качества услуг содержат в основном потребительские показатели и носят рекомендательный характер. Закон исходит из констатации того обстоятельства, что безопасность услуги должна быть обеспечена безусловно. Однако, в отличие от работ, срок обеспечения безопасности услуг не установлен. Умалчивает закон и о сроках имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков услуги.