Зарождения маркетинга

 

И тем не менее на этапе зарождения маркетинга услуг (1953-1980 гг.) было подготовлено и опубликовано свыше 100 работ, авторами которых стали теперь уже известные ученые: Дж. Бейтсон, Дж. Чепиель, П. Эгле, У. Джордж, К. Гренроос, Ю. Джонсон, Э. Ланжар, К. Лавлок, Л. Шос-так и др. Подавляющее большинство этих работ появилось в печати в 1970-х годах.

Большинство исследователей начинали свою работу в области маркетинга услуг с написания диссертаций (МакДоуэлл, 1953 Паркер, 1958). Именно они внесли дух новизны в науку о маркетинге. Но только спустя десять лет в диссертации Джонсона (1969) впервые был поставлен вопрос: «Действительно ли существует отличие физических товаров от услуг?», что и послужило отправной точкой в последовавших затем дискуссиях.

В конце 1970-х годов было защищено более десятка диссертаций по вопросам маркетинга услуг. В одной из них (диссертация Вайнберга, 1976) протестированы результаты, полученные при сопоставлении физических товаров и услуг в лабораторных условиях.

Первая из трех статей по маркетингу услуг, опубликованная в журнале «Journal of Marketing», принадлежала Рейгану (1963). Он отмечал, что в США произошла своеобразная революция, связанная с развитием сектора услуг, и этот факт оказал значительное влияние на поведение заказчиков. Джадд (1964) предложил заново определить категорию услуги и разработать технологию маркетинговых исследований в этой сфере экономики. Ратмелл (1966) утверждал, что маркетологи на фирмах должны уделять большее внимание сектору услуг. Все эти статьи из Journal of Marketing носят описательный характер, но их влияние на формирование мышления будущих исследователей не вызывает сомнения.

 

В 1974 году Journal of Marketing опубликовал статью Джорджа и Барксдейла о маркетинге в сервисных отраслях и вслед за этим уже Journal of Retailing впервые поместил на своих страницах материалы о маркетинге услуг, подготовленные все тем же Джорджем.

Первая статья по маркетингу услуг, опубликованная в European Journal of Marketing, принадлежала Блоису (1974). В своей статье этот автор указывает на важность сервисной экономики в Великобритании и отмечает редкость литературных источников на эту тему. Он предлагает также использовать в маркетинге услуг теорию покупательского поведения. Другая значительная статья 1970-х годов, написанная Доннелли (1976), посвящена рассмотрению каналов дистрибуции услуг. В ней автор доказывает, что не только сами услуги, но и каналы их распределения значительно отличаются от каналов распределения физических товаров.

Результаты уже упоминавшейся диссертации Вайнберга легли в основу первой статьи по маркетингу услуг, опубликованной в Academy of Marketing Science (Вайнберг и Браун, 1977).

Томас (1978) в статье, помещенной в Harvard Business Review, также утверждал, что стратегия сервисных компаний имеет свои отличия. Он заявил, в частности, что традиционные стратегии, разработанные для физических товаров, непригодны для услуг и что менеджеры сервисных фирм должны применять доступные им уникальные стратегии.



Adblock detector