Рыночная среда в сфере услуг в России

 

Возрождение и дальнейшее развитие российской экономики немыслимы без надлежащей научно-технологической базы. По имеющимся оценкам ее сегодняшнее состояние рассматривается как критическое. Велика опасность потерять трудно восстанавливаемые наукоемкие направления.

Отмечается, что уже в следующем десятилетии при сохранении нынешнего подхода к науке и инновациям Россия рискует окончательно утратить конкурентоспособность и превратиться в третьеразрядную страну, находящуюся в технологической и информационной зависимости от передовых государств.

Выделяются такие «болевые точки» системы получения, распространения и внедрения научных знаний, как:

• отсутствие ясных стратегических научно-технологических ориентиров у России в целом, субъектов Федерации и отдельных регионов

• невозможность планировать исследования и разработки по программам и проектам из-за непредсказуемого и недостаточного финансирования, неразвитой конкурсной системы, несовершенного механизма

доведения бюджетных средств до конечного исполнителя, угрозы перепрофилирования организаций

• кризис управления на уровне научно-технической организации (лаборатории), отсутствие взаимодействия администраторов и творческих работников

• кризис воспроизводства научных кадров, невостребованность знаний и опыта ушедших из науки, а также старшего поколения ученых и научной диаспоры и как следствие — опасность нарушения преемственности поколений

• угроза информационного голода.

 

Такое положение, конечно, имеет негативные последствия, выражающиеся в неудовлетворительном технологическом состоянии сферы услуг в России, включая и базовые инфраструктурные отрасли национальной экономики. Вместе с тем развитие отдельных областей отечественной индустрии сервиса находится в русле мировых тенденций по интеллектуализации технологических процессов.

В бывших социалистических странах, включая и Россию, сектор услуг был относительно недоразвит (несмотря на крупные достижения в области образования и здравоохранения). Это положение объясняется целым рядом факторов, и в частности:

• отсутствием полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг

• медленной реакцией государственных производителей услуг на изменения в потребительском спросе

• низким уровнем конкуренции между продуцентами услуг

• государственной монополизацией многих областей сервиса, таких, как банковское дело, страхование, внешняя торговля и др.

• ограничительными барьерами на предоставление ряда услуг, например, в торговле недвижимостью.

Поэтому в период перехода этих стран от централизованного планирования к рынку сектор услуг в их экономике растет особенно быстро, даже в условиях экономического кризиса и падения доходов населения. Так, в России доля услуг в ВВП в течение всего четырех лет (1990-1994) выросла с 39 до 55%. Этот рост сферы услуг происходит, с одной стороны, как реакция на искусственное торможение ее развития в прошлом, так и, с другой стороны, в ответ на запросы укрепляющего свои позициии частного сектора, требующего все новые и новые виды обслуживания.