Мастер красоты на химическом уровне

Индивидуальный подход

Стремление к красоте – естественно и вечно. Выглядеть безупречно хочется не только на работе, но и дома. Ухоженное лицо, руки сегодня как никогда стали обязательными атрибутами деловых людей вне зависимости от пола. Спрос на продукцию, помогающую сохранить-восстановить то, что сначала природа дает, но со временем отбирает, растет в геометрической прогрессии. Соответственно растет и количество предложений. Если сравнивать с другими странами, цифры красноречивы: во Франции косметический рынок ежегодно увеличивается на 2%, в Италии - на 1-3%, у нас - сразу на 25%. Объясняется просто. Мы наконец-то поняли: необязательно пользоваться всем членам семьи, например одним видом шампуня. У каждого может быть свой, только ему подходящий. Мыло постепенно сменяется разнообразными гелями, пенками и муссами, женщины подбирают крем полюбившейся марки, да и многие мужчины тоже. Эксперты считают: несмотря на более низкий уровень потребления косметики на душу населения в России, чем в Западной Европе, мы постепенно «догоним» европейцев.

Лучшие – впереди

На прилавках магазинов появляются все новые и новые марки, разновидности косметологической продукции. «Первую скрипку» играют, конечно, крупнейшие транснациональные корпорации, на которые приходится 70% оборота отрасли в мире, но…. Несмотря на достаточно агрессивный прессинг со стороны иностранцев, количество отечественных компаний уже ничуть не уступает западным, а в некоторых видах продукции даже опережает. По разным оценкам, нашим предприятиям принадлежит около 47% российского рынка парфюмерии и косметики. Ведущие фирмы: "Концерн "Калина"", "Невская косметика", "Линда", "Гармония Плюс". Успехи объясняются низкими ценами и возросшим качеством продукции. Во многом, это заслуга химиков-технологов. Они занимаются разработкой рецептов, осуществляют контроль над всем процессом изготовления крема, лака, мыла. Сфера узкоспециализированная, но соответствующих вакансий хватает. Чтобы завоевать внимание покупателя приходится вести настоящую войну.

Как придумать ноу-хау?

Вряд ли кого уже можно удивить красочной упаковкой. На первом плане - качество продукта. Не секрет, что в большинстве кремов, дезодорантов, шампуней и красок для волос содержатся вредные для здоровья консерванты и канцерогены. Поэтому в лабораториях химики-технологи занимаются активной разработкой новых - натуральных средств. В выборе косметики российские женщины щепетильнее западных. Самые передовые фирмы уже сейчас исключают из рецептуры наиболее опасные вещества, заменяя их природными. В поисках эффектной и безопасной косметики, химики-технологи вводят в состав льняное, кедровое и облепиховое масло, масло семян шиповника и однолетнего подсолнечника. Колдуют над составами, где содержались бы витамин Е, растительные экстракты ромашки, моркови, календулы. Придумывают лечебную косметику на основе морских водорослей, используя сульфидную иловую грязь озера Большой Тамбукан, сапропелевую грязь озера Судобль.

Создание косметики со специальными свойствами - водостойкая тушь, помада с блеском и т. д. – отдельное направление, требующее нестандартного подхода. Например, при разработке детской косметики «Принцесса» требовалось изобрести такой лак для ногтей, который бы не содержал ни формальдегида, ни толуола. При этом держался бы долго, блестел, а смывался теплой водой с мылом. Никто не хотел браться за заказ, считая его невыполнимым. Но химики-технологи французской фирмы «FIABILA» разработали рецепт. Некоторое время спустя чудо-лак запустили в производство. Научные разработки фирмы хранят в строгом секрете, эксплуатируя свое ноу-хау по максимуму.

Варим строго по рецепту!

Мало придумать новый крем или шампунь. Важно запустить его в производство. Бывает, идею невозможно воплотить в жизнь по техническим причинам. Разрабатывая новый состав, технолог всегда помнит об особенностях его приготовления или на языке профессионалов – варки (приготовление крема, например, напоминает готовку каши). Задача – не делать все самому (это невозможно), а построить работу так, чтобы она четко выполнялась, и в случае сбоев производство быстро налаживалось. Мастер контролирует всю цепочку: начиная от замеса и заканчивая последней пробой. На складе следит за условиями хранения сырья, в развесочной - за отвесом необходимого количества ингредиентов, в варочном цехе - за порядком ввода компонентов: при какой температуре и в какой последовательности их загрузить, когда выгрузить. Он же осуществляет проверку качества на разных этапах производства. На протяжении всего процесса берет промежуточные пробы (коллоидный раствор, бак-анализ и так далее) и анализирует их в лаборатории. Он в ответе за конечный продукт – его качество в целом и соответствие нормам и рецептуре. Работа сложная. Иногда приходится контролировать приготовление сразу нескольких продуктов. С одной стороны, нужно уметь, как генерал армией, распоряжаться большими объемами, а с другой – не забывать, что на машинах работают люди. Быть коммуникабельным, доброжелательным, при этом иметь твердый характер. Кто-то из работников поленится, кто-то захочет сэкономить время, а в итоге - отвечать технологу. Нередко случаются ненормированные рабочие дни: ведь если варку остановить, котел остудить, то обратно его разогреть бывает невозможно: многие процессы необратимы.

Каждому по способностям

В небольших фирмах по производству косметики химики-технологи – «два в одном» – и разработчики и технари. В крупных компаниях созданием новой косметики занимаются одни специалисты, а технологией производства – другие. Но, где бы ни работал специалист, он должен знать все процессы. Только в этом случае возможно разработать новый продукт. Отследить сдвиг от норм в технологии и понять причину, почему крем получился гуще, чем нужно. Пригодятся и базовые познания в медицине: косметические средства воздействуют непосредственно на человеческую кожу, а аллергия никому не нужна. И, наконец, химик-технолог всегда готов двигаться вперед. Постоянно появляются новые технологии, наука в области косметики шагает семимильными шагами, и хочешь - не хочешь нужно за ней поспевать.

Будни профессионала

Наталья Беспалько, ведущий менеджер департамента производства компании “Green Mama”:

Работа технолога по косметической продукции многогранна. Заключается она не только в контроле и ведении производства испытанных рецептур, но и постоянном поиске новых. Я часто посещаю тематические выставки, встречаюсь с коллегами. Можно сказать, что постоянно учусь сама и делюсь полезной информацией с сотрудниками своей фирмы. 

Сейчас, например, занимаюсь рецептурами, новыми сырьевыми продуктами, технологией производства при внедрении различных компонентов.

Огромные котлы, от которых поднимается пар, механизмы, конвейерные ленты – цеха по изготовлению косметики, так называемая «белая зона» (то есть чистая). Но без химзащиты работать все равно нельзя: халат, бахилы, перчатки, шапочка обязательны. Это для нашей же безопасности. В обычном шампуне активных компонентов 20-30%, остальное - вода. В таком количестве активные вещества абсолютно безвредны и даже полезны. Но технологу-то приходится иметь дело с ними в огромных концентрациях! Конечно, производство максимально автоматизировано, изолировано. Но и здесь работают люди: споткнулись, пролили, произошла утечка. Так что крепкое здоровье не помешает, а людям, страдающим аллергией, профессия, к сожалению, не подойдет. К каждому продукту нужен особый подход. Важны температура перемешивания, время, скорость. Тоник готовится быстро – за 1 час, а вот гели и кремы - дольше. Гелеобразователь для них нужно предварительно замочить за сутки (как ставят тесто, чтобы оно подошло). Параллельно добавляются экстракты и витамины, масла смешиваются с эмульгаторами. При варке кремов нужно постоянно проводить пробы, хорошо ли, без комочков, размешана эмульсия, а варка занимает 3-4 часа. Особо сложные продукты готовятся чуть ли не на протяжении всей смены. В «горячий» сезон (перед праздниками) в нашем цехе ежедневно происходит в среднем 5-6 варок по 500 кг. 

Конечно, приятнее всего делать «легкие» тоники, но торговля есть торговля. На основе потребностей бизнеса для технолога составляется план. Он зависит от времени года, места сбыта и так далее. Понятно, что в Норильске защитный крем от морозной погоды будет пользоваться большим спросом, чем в средней полосе. Несмотря на то, что наша работа на первый взгляд может показаться сухой и скучной – сплошные нормы и предписания, здесь есть место творчеству. Например, нам однажды нужно было сварить в лабораторных условиях жидкое мыло за час вместо положенных двух. Немного изменили порядок процессов, ускорили растворение концентрата и успели. Впоследствии этот способ стал нами использоваться всегда как наиболее удобный и эффективный. Иногда случаются и авральные ситуации: выключили свет, упало напряжение, продукт получился слишком жидкий. В таких случаях нужно быстро сообразить, как устранить проблему с минимальными потерями, а лучше, и вовсе без них.
Автор: Евгений Колодин, Источник: ИД "РДВ-Медиа"