Государство и международный маркетинг

 

Воздействие государства на маркетинговую, международно-маркетинговую сферу осуществляется путем организационного, институционно-номативного установления правил игры, способствующих развязыванию предпринимательской инициативы, максимально полной реализации в практических результатах имеющегося производственно-предпринимательского потенциала — капитала, материальных ресурсов, интеллекта, рабочей силы, а также посредством целенаправленного государственно-монетарного, фискального регулирования.

Наряду с этим развитие маркетинговых отношений, функционирование соответствующих предпринимательских инструментов оказывает свое опосредованное воздействие на макроэкономические пропорции, конкретные показатели. Ведь последние являются ни чем иным, как обобщающим следствием, суммой индивидуальных результатов, достигнутых в ходе хозяйственной деятельности на микроуровне экономической жизни. Именно здесь особенности и направленность рыночного развития приобретают окончательные очертания, формируются программы маркетинга, уточняется его стратегия и тактика.

И хотя данные мероприятия, как и маркетинговый процесс вообще, осуществляется в соответствии с общепризнанными широко распространенными методами, принципами и критериями (они регулируют особенности разработки экспортных программ, изучение рыночной ситуации, формирование и стимулирование спроса, комбинирование маркетинговых подходов в соответствии с размерами ожидаемого эффекта, возможного риска и др.), необходимо отметить их конкретность и целенаправленность по отношению реальным юридическим и физическим лицам, а также таким рыночным параметрам как качество продукции, ее цена, условия поставок и т.д.

Необходимо также учитывать и основные организационно-практические черты международного маркетинга. С этой точки зрения он состоит из комплекса программно-целевых методов организации и функционирования производственно-сбытового процесса, который охватывает сферы планирования, изучения спроса на мировых ранках, конкурентных товаров и производств, научно-технических перспектив, а также ценообразования, продажи и послепродажного обслуживания, доставки товаров инонациональным покупателям, предоставление услуг и т.д. Кроме того, преследуется цель получения максимальной прибыли в результате удовлетворения потребностей конкретных потребителей.

 

Таким образом, термин «международный маркетинг» и общественные отношения, которые он обозначает, можно рассматривать как органическое объединение на понятийном и практическом уровнях соответственно комплекса рычагов интернационального управления, а также как обобщенное восприятие особенностей современного этапа развития рыночных механизмов.

В связи с такой постановкой вопроса представляется оправданной следующая формулировка: на этапе перехода к рынку необходимо широкое осознание в предпринимательской среде того факта, что при выборе адекватных управленческо-хозяйственных решений, с точки зрения долгосрочной стратегии, а также тактики экономического развития коммерческих структур не уйти от применения современных маркетинговых критериев и инструментов.

Весомый довод в пользу максимально тщательного маркетингового анализа хозяйственных проектов, имеющих внешнеэкономическую направленность, представляет указание на сам характер плотного высококонкурентного рынка. Так, осуществляя предпринимательскую деятельность в индустриально развитых государствах как на территории старых лидеров мировой экономики, так и их новых конкурентов, необходимо помнить отличия, их конъюнктурной среды, условий предпринимательской деятельности от наших. Ведь хорошо известно, что в условиях централизованной экономики, имевшей место у нас еще совсем недавно, и теперь в условиях глубокого структурного кризиса и развала воспроизводственного механизма, хозяйственная конъюнктура побуждает к большей активности субъектов потребления — покупателей. Причем особенно зримо эта особенность стала проявляться с началом неудачных реформ, со второй половины 80-х годов.