категории качества в экономике

 

Экономические категории качества проявляются через прибыль производителя от продажи качественного изделия и через затраты производителя на обеспечение ожидаемого потребителем качества. Помимо затрат на проектирование и изготовление изделия, включают затраты на сервисное обслуживание потребителя и поддержание заданного уровня качества в течение гарантийного срока службы. Все перечисленные затраты составляют суммарные затраты поставщика. Разница между продажной ценой и его стоимостью равна доходу от продажи одного изделия.

Следует отметить, что объем продаж является мощным фактором, влияющим на доход. Но в то же время объем продаж зависит от конкурентоспособности качества и себестоимости изделия.

Традиционно затраты на качество определялись суммированием затрат производителя и потребителя. Такая точка зрения на стоимость качества при определении оптимума затрат на качество не отражает новых реальностей и не позволяет видеть преимущества для производителя, например, повышение прибыли за счет повышения ценности продукта для потребителя или повышения затрат на предупреждение брака за счет снижения затрат на контроль и инспекцию.

Развитие техники и технологии за последние два десятилетия ХХ века позволило создать производства, которые обеспечивают минимальный разброс параметров изделия за счет внедрения новых методов проектирования изделия, подготовки производства, новых технологий и управления качеством.

 

В этом случае затраты производителя, связанные с предотвращением дефектов, становятся конечной величиной при 100%-ом соответствии изделия техническим требованиям, так как появились возможности изготавливать продукцию без дефектов. Улучшение качества обычно означает увеличение продаж, а следовательно, более высокие доходы производителя, что фактически сдвигает кривую общих затрат на качество вправо, и стоимость качества становится минимальной. Вместо затрат времени на поиск оптимальной точки целесообразно эффективно затратить время на анализ деятельности предприятия для выявления своих резервов по производству товаров, отвечающих запросам потребителя.

По данным исследователей, около 80% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и использования изделий, обусловлены недостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструирования и подготовки его производства. Около 60% всех сбоев, которые возникают во время гарантийного срока изделия, имеют свою причину в ошибочной, поспешной и несовершенной разработке. По данным исследовательского отдела фирмы Дженерал Моторс, США, при разработке и производстве изделия действует правило десятикратных затрат — если на одной из стадий круга качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она была обнаружена через одну стадию — то уже в 100 раз больше и т.д.

ИСО серии 9000, TQM, ЛСУК позволяют на ранней стадии жизненного цикла продукта создавать изделие с высоким уровнем качества.

Производителю товаров (услуг) необходимо знание затрат, чтобы иметь сведения для принятия оптимального решения.