Методика анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации

 

Оригинальная методика анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации.

Московский акционерный банк содействия предпринимательству, или сокращенно Мосбизнесбанк, является универсальным коммерческим банком, преобразованным в 1990 году из Жилсоцбанка СССР. Банк располагает разветвленной сетью филиалов, в числе которых находится Омская дирекция.

Омская дирекция представляет собой одно из крупнейших банковских учреждений города Омска и оказывает комплекс услуг, таких как кредитование, расчетно-кассовое обслуживание и некоторые другие. Банк отличает высокий уровень доходов (доходность капитала акционеров) и достаточная надежность (эффективность использования всех активов). Рентабельность («способность, потенциал отдачи» [4]) банка находится на среднем уровне. Полученная прибыль позволяет дирекции обеспечивать ускоренное развитие банка, увеличивать его собственные средства и выплачивать высокие дивиденды по акциям.

Сентябрь 1995 года. Отделом экономического анализа, кредитных ресурсов и прогнозирования Омской дирекции Мосбизнесбанка был проведен комплексный анализ кадровой структуры банка и структуры доходов банковского персонала и была разработана методика корректировки узких мест внутренней среды банка.

Методика.

Банковский персонал был разбит на четыре классических группы (уровня), такие что «высший уровень управления определяет общую политику фирмы, второй уровень осуществляет распорядительные и координационные функции, на третьем уровне функциональные штабы и службы вырабатывают рекомендации, и четвертый уровень исполнительный» [17].

Данные об удельном весе численности и удельном весе доходов каждой группы в общих показателях по банку были обработаны с помощью пакета прикладных программ для ЭВМ (Рис.1). «Пирамиды эффективности» (Рис.1), имеющие форму правильного треугольника и квадрата получили название идеальных.

Итак, основное утверждение методики гласит:

Любое (геометрическое) отличие формы реальных «Пирамид эффективности» от идеальных приводит к снижению эффективности работы банка.

 

Обоснование.

Первые несколько аргументов обоснования методики лежат в области «бытовой» интуиции:

во-первых, именно в виде треугольника обыватель-дилетант представляет себе иерархию управленческих уровней

во-вторых, принцип «начальник должен получать больше подчиненного» нашел свое воплощение в равном удельном весе доходов групп при возрастающем удельном весе численности сверху вниз.

Если объяснять сложно: была использована модель структуры организации, описываемая восемью параметрами, с логическим критерием эффективности, т.е. базирующимся на двух утверждениях:

1) отклонение (по некоторому уровню) реальной «Пирамиды эффективности» по численности работающих от идеальной приводит к отклонению от оптимальной численности работающих (на этом уровне), следовательно, приводит к отклонению от оптимальной интенсивности труда (на этом уровне) и снижению эффективности работы (этого подразделения организации)

2) отклонение (по некоторому уровню) реальной «Пирамиды эффективности» по доходам от идеальной включает в действие принцип «доходы не по труду» и, очевидно, приводит к снижению эффективности работы (этого подразделения банка).

Для обоснования методики использовались эмпирические данные за последние два года работы банка. Практические результаты внедрения методики (значительное увеличение эффективности работы банка, рост показателей прибыльности и рентабельности, хотя и с лагом в месяц) можно также отнести в аргументы за.

Наконец, отметим, что идеальность обеих «Пирамид эффективности» устраняет все препятствия мотивационного процесса (в рамках данной методики) и приводит к резкому увеличению показателей эффективности работы банка, что можно объяснить воцарением во всем банке мотивационного принципа «все довольны» и, следовательно, увеличением эффективности межуровнего взаимодействия.



Adblock detector