Изменение ситуации в борьбе с фирмами-однодневками

 

Задача 2006 года – коренным образом изменить ситуацию в  борьбе с так называемыми «фирмами-однодневками». К сожалению, в прошлом году ни на уровне ФТС России, ни на уровне регионов нам не удалось найти реальные подходы к организации этой работы, как и не удалось создать действующую систему пост-аудита. Конечно, основная проблема кроется в законодательстве, которое требует изменений, в том числе, и в части ужесточения санкций за недостоверность заявленных данных. ФТС России направило в налоговую службу предложения на этот счет. Но не стоит дожидаться, когда изменится законодательство. Нужно искать новые подходы к решению данной проблемы. И, справедливости ради, надо сказать, что некоторый опыт успешной работы на этом направлении уже имеется.

Необходимо также реанимировать документы, связанные с принятием закона «Об электронном документе»,  где бы был определен статус электронной декларации, а также порядок ее использования в качестве доказательной базы в случае судебного разбирательства.  В текущем году мы в обязательном порядке должны в режиме эксперимента приступить к реализации договоренностей о совмещенном таможенном контроле с таможенными службами сопредельных с Россией государств.  Дело это новое, отсюда у различных министерств и ведомств и разные подходы, разные точки зрения.

Проблемы, мешающие выполнению целевой программы развития таможенной службы1

Полное выполнение целей и задач целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы зависит от решения некоторых проблем.

 

В некоторых региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах до сих пор нет полного понимания организации таможенного контроля на новых принципах системы управления рисками. Все еще практикуются такие суррогатные формы контроля, как согласования и мероприятия, предусматривающие вмешательство региональных таможенных управлений и таможен в процесс таможенного оформления, а некоторые таможенные органы просто продолжают работать по старинке.

   Факты таких подходов имеются в Волгоградской, Восточно-Сибирской оперативной таможнях, в ряде таможен Приволжского, Сибирского и Дальневосточного региональных таможенных правлений.

 Немалая доля ответственности за такое положение дел ложится и на подразделения ФТС России. В отдельных из них также нет должного понимания принципов организации работы по системе управления рисками. До сих пор Главное управление организации таможенного контроля и Главное управление по борьбе с контрабандой не могут определиться в схемах взаимодействия и совместных подходах к проведению этой работы.

Поддержание на стабильно низком уровне процента недоставления товаров останется в 2006 г. основной рабочей задачей таможенных органов на этом направлении. Для этого необходимо подвергнуть существенной модернизации сам механизм контроля за таможенным транзитом, продолжить работу по проектированию новой автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с учетом необходимости интеграции с новой компьютеризированной транзитной    системой (NCTS), применяемой в странах ЕС.