Бюджетная классификация

 

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала

2) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

3) налоги на совокупный доход

4) налоги на имущество

5) платежи за пользование природными ресурсами

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды (см. приложение 2):

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

3) доходы от реализации государственных запасов

 

4) доходы от продажи земли и нематериальных активов

5) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

6) административные платежи и сборы

7) штрафные санкции, возмещение ущерба

8) доходы от внешнеэкономической деятельности.

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений между органами власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих принципах:

* самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов право самостоятельно определять направления их использования и расходования недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.л.)

* законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления

* соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов)

* нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи

* наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликта между различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.



Adblock detector