подростковый период - период кризисов

Подводя итог данной исследовательской работе, стоит отметить, подростковый период - период кризисов. Подростковый возраст многие авторы определяют как “второе рождение”. Рождение социальной личности готовой вступить в жизнь. Пубертатный возраст удобряет почву, которую заложили в нас родители, в далеком безоблачном детстве. Самое большое количество конфликтов приходится на этот период. После нескольких лет жизни “без проблем”, на еще не созревшую, хрупкую детскую душу выливают “студеную воду”. Одни от этого закаляются, другие - заболевают.
С целью рассмотреть акцентуации характерные для современных подростков, выявить ведущий тип акцентуации и особенности поведения подростков было проведено обследование группы школьников (40 человек). Обследовались выпускники 9-х классов, из которых 16 девочек и 24 мальчика. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: для определения акцентуаций характера - опросник К. Леонгарда, для определения типа темперамента – психологическая характеристика темперамента.
В ходе проведённой работы были выделены типы акцентуаций характера и их проявления. Исходя из количества акцентуаций характера и их повторяемости, была выделена акцентуация характера наиболее “предпочитаемая” подростками. Общий тип акцентуации характерный для данного возрастного периода - гипертимный. У мальчиков так же выявлена гипертимная акцентуация. Девочки предпочитают истероидный тип акцентуации характера.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Таким образом, для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.

Список использованных источников.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск: Наука, 1989.
3. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде). – М.: Прометей, 2000.
4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989
5. Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: Автореф. дис… канд. психол. наук. – Тамбов, 2002.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
7. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М.:ACADEMIA, 2003.
8. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 26 – 37.
9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Юнити, 2001.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Ленинград: «Медицина», 1983.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
12. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
14. Фанталова Е.Б. Диагностика внутриличностного конфликта. – М.: Фолиум, 1997.
15. Чайка Р.П. Школьный психолог и конфликты в школе // Психологический журнал. – 2003. - том 20. – с. 8.
16. Шульженко Е.Е. Конфликты у подростков в школе и дома // Вопросы психологии. – 2002. - № 2. – С.13-19.
17. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. - Иркутск, ИГПУ, 1996.