Инфляция и её виды, управление инфляцией

 

Инфляция — процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности, проявляющийся прежде всего в общем росте цен.

Инфляция классифицируется на различные типы и виды. В рыночной экономике, функционирующей в относительно нормальных условиях, инфляционное обесценение денег сопровождается только ростом цен: такая инфляция называется открытой. В командно-директивной экономике или экономике, в которой сильны нерыночные факторы, инфляция принимает так называемый подавленный характер: она связана с тремя параллельными процессами — ростом цен, увеличением товарного дефицита и снижением качества товаров и услуг.

Инфляция различается также в зависимости от вызывающих ее факторов. Если в ее возникновении и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие платежеспособный спрос выше товарного предложения (при данном уровне цен), то она называется инфляцией спроса. Если же основными являются неденежные факторы — со стороны производства и рыночных условий, то возникает инфляция издержек. Среди таких факторов выделяются: усиление давления на цены тех или иных издержек производства, и прежде всего спирали “заработная плата — цены” (особенно опасное явление в периоды низкого роста производительности труда) сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монополистической практике ценообразования дефицит определенных товаров или ресурсов удорожание импорта в результате роста цен на мировом рынке или девальвации (обесценения) национальной валюты и пр.

 

Факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют параллельно, что значительно затрудняет проведение успешной антиинфляционной политики.

Инфляция также классифицируется в зависимости от масштаба роста цен. Выделяют ползучую инфляцию, при которой среднегодовое повышение цен составляет 5—10% галопирующую — соответственно от 10% до 50—100% и гиперинфляцию — более 50—100% в год. В рамках последней особо выделяется супергиперинфляция, или суперинфляция, при которой цены возрастают на 50% и более в месяц а за год — больше чем в 130 раз. Современный рекорд — 330-кратное повышение цен в Никарагуа в 1988 г. Но в истории были случаи и более высокого роста цен. Например, в. Германии в последний год первой мировой войны (1923 г.) в отдельные месяцы рост цен составлял 100 раз и более, а при проведении конфискационной денежной реформы в конце 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн. старых марок.4

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.9



Adblock detector