Перспективы развития гостиничного бизнеса в России

2.3 Перспективы развития гостиничного бизнеса.
Гостиничный бизнес перспективен как минимум по четырем причинам. Во-первых, в нашем отечестве наблюдается повышение деловой активности, что, как правило, неизбежно вызывает увеличение объемов так называемого "делового туризма", причем не только внутреннего, но и въездного. Во-вторых, как показывает мировая практика, повышение доходов населения (а оно в стране, что ни говори, уже происходит) приводит к тому, что люди все больше путешествуют (в том числе и по родной стране), а значит, останавливаются в гостиницах. В-третьих, страна, заявившая о своей интеграции в европейские структуры, постепенно становится для европейцев (в данном случае - европейских туристов) понятнее, а значит, и привлекательнее. Наконец, в-четвертых, если произойдут предполагаемые снижение и унификация гостиничного сбора, обязательные платежи для гостиниц уменьшатся [5, 152]. Прибыль может давать лишь хорошо организованная гостиница. За примером далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на наших северных соседей. Так, одна из самых ра
звитых гостиничных инфраструктур для обслуживания бизнес-туристов создана в Финляндии, где данное направление успешно развивается в течение последних десяти лет. По некоторым данным, более половины средств от оборота финских отелей составляют доходы, полученные от приема бизнесменов. Благодаря такой политике средняя стоимость номера в финской гостинице по будням выше, чем в выходные дни.Попытавшись спрогнозировать потенциальный спрос на гостиничные услуги, нужно проанализировать, будет ли ему соответствовать потенциальное предложение уже действующих и строящихся (если таковые есть или планируются) гостиниц. Если "зазор" между будущими спросом и предложением достаточно велик, в нем, скорее всего, найдется место и для вашей гостиницы [9, 21]. При этом, определяя "зазор", важно помнить, что дело не только в количестве гостиничных мест, принадлежащих потенциальным конкурентам, но и в качестве предоставляемых ими услуг. И тут, как говорится, возможны варианты. Например, в небольшом, но благополучном городе, где уж
е есть двухзвездочная гостиница на сто мест, вряд ли нужна такая же на двадцать мест, но зато вполне уместен двадцатиместный четырехзвездочный отель. Гостиничный оператор - компания, "ставящая" менеджмент в данной гостинице и управляющая ею в дальнейшем. Обычно гостиничные операторы принадлежат к так называемым международным гостиничным цепям (или сетям - отсюда и название "сетевики") - "Хилтон", "Мариотт", "Шератон", "Рэдиссон", "Кемпински", Accor и др. Гостиницам надо не замыкаться в своих стенах, а искать рынок. Думаю, что будущее отелей - в слиянии услуг аэропорта и гостиницы. Один из существенных источников увеличения гостиничных доходов - предоставление помещений для проведения разнообразных конференций, семинаров, учебных занятий и сопровождающих их выставок и презентаций. При этом основной источник прибыли зачастую - не столько аренда помещений, сколько предлагаемый организаторам полный комплекс обслуживания: проживание, питание, заключительный банкет или фуршет. [==HEADER==0000==] мотели в РоссииВ
последнее время отмечается заметный рост мотелей в России. По данным Госкомстата, их в нашей стране насчитывается всего 53 мотеля. Однако эту цифру эксперты считают заниженной в несколько раз - большинство мотелей в России официально не регистрируется. Мотельный бизнес только развивается и пока еще носит полулегальный характер. Серьезные инвесторы в него не идут. Мотели принадлежат в основном так называемым "дорожным королям" - владельцам местных АЗС, автосервисов и ресторанов.Мотель - это комплекс придорожного обслуживания, включающий гостиницу, автостоянку, автосервис, пункт питания, а иногда и автозаправочную станцию. Мировым лидером по количеству мотелей являются США. Первые мотели появились там в 50-х гг. прошлого века и сразу же приобрели грандиозную популярность - только в 1959 - 1962 гг. в Штатах было построено 36 000 мотелей. В нашей стране, превышающей по площади США, мотели появились во времена Советского Союза. Тогда их было около десятка, и в них останавливались в основном интуристы. С началом пе
рестройки количество мотелей стало расти, и жили в них в основном шоферы-дальнобойщики. Постепенно услугами придорожных комплексов стали пользоваться авто - и шоп-туристы. Мотели хорошо подходят также и для деловых встреч вдали от посторонних глаз, и для любовных свиданий. Мотельный бизнес в России пока носит неорганизованный характер. Поэтому сейчас мотели организуют те, чей бизнес непосредственно связан с трассами. Мотели часто входят в инфраструктуру, которую создают вокруг АЗС и автосервисов их владельцы [12, 215]. Мини-гостиницы – одна из альтернатив тенденции развития гостиничного бизнеса в России. Они могут приблизить туристов к объектам показа. К тому же, сегодня клиенты во всем мире стремятся к индивидуализированности услуг. А в небольшом отеле на 20 номеров и по имени будут называть, и привычки ваши знать будут, если вы постоянный клиент. Кроме того, найти участок или полуразрушенный особняк для такого отеля значительно проще. И в течение последних 10 лет гостиничный бизнес в России развивался как
раз исключительно за счет мини-гостиниц. Они будут развиваться и дальше, потому что бизнес может идти не только сверху, но и снизу. Если бизнес идет сверху, решаются стратегические задачи, проводится мониторинг рынка, разрабатываются долговременные бизнес-планы... То есть это бизнес достаточно трудоемкий в исполнении. А бизнес снизу – это когда один человек решил открыть, скажем, маленький придорожный ресторанчик, посмотрел, как он работает, понял, что многие посетители хотели бы остаться на ночь, и построил рядом автостоянку и мини-гостиницу. И это бизнес не такой затратный, потому что не нужна сложная рыночная стратегия, достаточно чувствовать рынок и трезво оценивать собственные возможности [14, 320]. [==HEADER==0000==] Современное состояние гостиничного бизнеса в Хабаровске2.4 Современное состояние гостиничного бизнеса в ХабаровскеУчитывая суровые климатические условия Дальнего Востока России, туризм в Хабаровском крае носит ярко выраженный сезонный характер. Одной из основных причин, препятствующих увели
чению въездного турпотока в последние годы, стало отсутствие в крае современных гостиниц туристического класса, соответствующих уровню 2-3* с доступными ценами на размещение, а также недостаток финансовых средств на развитие гостиничной инфраструктуры. Для решения этой проблемы, в соответствии с постановлением Губернатора края «Об основных направлениях развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год», Министерством экономического развития и внешних связей края было проведено маркетинговое исследование по определению потенциала развития гостиничного бизнеса в Хабаровском крае.По данным хабаровского краевого Комитета государственной статистики, на 1 января 2004 г. в крае насчитывалось 97 коллективных средств размещения (КСР), среди которых 76% занимают КСР общего пользования и 24% - специального. Номерной фонд гостиниц края составил 1,83 тыс. номеров (в том числе, 280 люксов), в коллективных средствах размещения края насчитывалось 3,3 тыс. мест. В 2003 году гостиницами края было получено доходо
в от предоставления услуг на сумму 340 млн. рублей, 80% которых составили доходы от размещения. Численность персонала предприятий гостиничного комплекса края составила около 1,5 тыс. человек. В Хабаровске насчитывается 39 гостиниц, 15 из которых приняли 64,6% всего турпотока края, в том числе 96,5% - иностранных посетителей. Как показало исследование, цены на услуги хабаровских гостиниц, сравнимые с общемировыми, не соответствуют качеству предлагаемых услуг, что негативно влияет на продвижение регионального турпродукта на российском и международном рынках. Существующее состояние гостиничной базы значительно снижает возможность привлечения в край состоятельных туристов из Японии, Республики Корея и южных провинций Китая. Для развития направлений научного, конгрессного, делового туризма назрела острая необходимость строительства в Хабаровске гостиниц 3-4 звезд, соответствующих уровню мировых стандартов. Согласно прогнозу, в 2004 г. общее количество въезжающих в край составит 194,4 тыс. человек, к 2008 г. - 214,
1 тыс. человек. Принимая во внимание сезонность въездного потока (на июнь-сентябрь приходится 75% всего потока посетителей края), количество недостающих мест в КСР в 2008 году составит в пик сезона 4,4 тыс. единиц в месяц. Учитывая тот факт, что на Хабаровск приходится 97% всех размещенных в гостиницах края, недостаток мест будет ощущаться, главным образом, в столице края. Большинство хабаровских гостиниц располагаются в зданиях, износ которых составляет более 50%, а их технические характеристики не позволяют производить реконструкции, единственно приемлемым путем для решения проблемы с недостатком номерного фонда является строительство новых современных объектов размещения [13, 13]. По информации управления архитектуры Министерства строительства края, в Хабаровске имеется ряд площадок, предназначенных под строительство гостиниц, однако из-за отсутствия инвестиций эти территории не осваиваются.В настоящее время Министерством экономического развития и внешних связей края проводится работа по изучению возможнос
тей привлечения российских и иностранных инвестиций в строительство современной гостиницы туркласса в Хабаровске.[==HEADER==0000==]Выводы о гостиничном бизнесеТаким образом, наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальных экономик многих государств, – гостиничный бизнес. Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления. Фактором отсутствия очередей в российские гостиницы является не достаточное их количество, а высокая цена обслуживания. Однако цена гостиничного обслуживания не может быть ниже суммы объективных стоимостных составляющих, если заведение претендует на солидный статус. Поэтому в качестве методов поддержания стабильности бизнеса начинают выступать технологии информационного воздействия на потребителей. Н
а основании всего этого я сделала следующие выводы: индустрия гостеприимства это мощная система хозяйства, как страны, так и региона в целом, важная доходная составляющая экономики. Индустрию гостеприимства в части размещения составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, пансионаты, апартаменты и т.д. рассчитанные на разного потребителя. Для привлечения потока туристов в страну требуется развитие рекламы, организация индустрии досуга, обеспечение стабильной ситуации в стране. Нельзя сказать, что рост числа гостиниц в нашей стране происходит опережающими темпами. В России практически отсутствует система сетей малых отелей, рассчитанных на массовый недорогой туризм, а проживание в большинстве столичных отелей доступно иностранцам и небольшому числу обеспеченных россиян. Поэтому именно массовый недорогой туризм требует разработки и реализации наиболее активных (агрессивных) мероприятий по рекламе. Для привлечения массового туриста администрациям гостиниц
следует провести ряд организационных мероприятий, определяющих направление преобразований, их сущность и качество. Эффективность этих мероприятий рассматривается с точки зрения достижения стабильной, постоянной рентабельности. То есть, менеджерам гостиниц предлагается применять стратегическое планирование в качестве основополагающего мотивационного принципа принятия важных для предприятия управленческих решений. Одним из путей реализации общей стратегии фирмы является стратегия маркетинга в части обеспечения доступности информации о гостинице, как о фирме с видным общественным статусом, позитивной деловой репутацией, высоким качеством обслуживания посетителей.
Список литературы
1. Байлик С. И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание: Учеб. пособие / С. И.Байлик, 2002. - 252 с.
2. Ваген Л. Гостиничный бизнес: учебник / Ваген Л., 2001. - 416 с.
3. Гостеприимный маркетинг // Туристический Бизнес. - 2005. - N1. - С. 9-11
4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для вузов / Е.А.Джанджугазова, 2003. - 224 с.
5. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко, 2003. - 368 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д., 1998. - 787 с.
7. Новые звезды российских гостиниц // Турбизнес. - 2002. - №1. - С. 14
8. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства:(отели и рестораны) : учебник / Папирян Г.А., 2000. - 207 с.
9. Роль гостиниц в современном турбизнесе// Служба кадров - 2003г. № 1.-С.18-20
10. Российские гостиницы в цифрах // Турбизнес. - 2002. - №13. - С. 20-21
11. Сенин В.С. Гостиничный бизнес: Классификация гостиниц и других средств размещения: Учеб. пособие для вузов / В.С.Сенин, А.В.Денисенко, 2004. - 144 с.
12. Туризм, гостеприимство, сервис: Слов.- справ. / Ред. Л.П.Воронкова, 2002. - 367 с.
13. Уокер Д. Введение в гостеприимство: Учеб. / Уокер Д., 1999. - 463 с.
14. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е.Филипповский, Л.В.Шмарова, 2003. - 176 с.
15. Что нужно современной гостинице?//Туристический Бизнес.-2005.- № 1.-С.7-9
16. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник / Чудновский А.Д., 1998. - 352 с.
17. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С.Янкевич, 2002 . - 416 с.