Аттрибуциональная Теория Мотивации Достижения и Эмоций

 

В предлагаемой теории мотивации и эмоций ключевую роль играют каузальные аттрибуции. Первоначально выявляется, что причинное восприятие доминирует в контекстах, связанных с достижением. Воспринятые причины успеха и неуспеха имеют три общих свойства: локус, стабильность, и контроллируемость, а также интенциональность и глобальность как другие возможные причинные структуры. Воспринятая стабильность причин влияет на изменения ожидания успеха все три измерения причинной связи затрагивают все разнообразие общих эмоциональных случаев, включая гнев, благодарность, вину, безнадежность, жалость, гордость, и стыд. А ожидание влияет, в свою очередь, как предполагается, на мотивированное поведение. Таким образом теория привязывает структуру размышления к динамике чувства и действия. Предложен анализ созданного мотивационного эпизода, вкючающего стремление к достижению, а также многочисленные эмпирические наблюдения исследованные исходя из данной теоретической позиции. Подчеркнута прочность эмпирической очевидности, спос

обность этой теории объяснять общеизвестные человеческие эмоции и потенциальная обобщенность концепции.

В 1645, Мииомота Мусаши рассматривал причины своих прошлых успехов на воинском поприще. В Книге Пяти Колец он размышлял,

Когда я достиг тридцати лет, я оглянулся назад на мое прошлое. Предыдущие победы происходили не вследствие овладения стратегией. Возможно это была внутренняя способность, или дар небес, а может быть стратегия других школ была хуже. (1645/1974, p.35)

Приблизительно 275-ю годами позже на расстоянии 11.000 миль от Японии, редакторы «Сайентифик Америкэн» задались вопросом, почему Америка процветала. Они рассуждали следующим образом: «богатство и общее процветание страны — это в значительной степени интеллект и энергия ее людей, но едва ли можно сказать, что таковое процветание не зависит от природных ресурсов.» (Стафф, 1926, p.228). К сожалению, сражения проигрываются так же часто, как и выигрываются, и страны претерпевают хронические экономические болезни также же часто, как и обогащение. В момент нашего недавнего финансового кризиса Los Angeles Times сообщила,

 

Эксперты по деревообрабатывающей промышленности виняют высокие проценты, резкое падение цен на жилье, жесткое регулирование вырубки лесов и расширение Национального Парка Рэдвуд в своем теперешнем плачевном положении. Тим Скаггс, агент от объединенного бизнеса, пожал плечами. «Вы можете потратить всю жизнь для перечисления всех обвиняемых», — сказал он. (Мартинез, 1982, Pt.5, p.1)

И даже прежний тренер моей любимой футбольной команды счел необходимым направить душевные поиски на выяснение причинн во время серии поражений. Снова из Los Angeles Times:

Сейчас неделя Благодарения, и «Лос-Анджелесские Тараны» выглядят как самые толстые индюки нашего города. Тренер Рей Малаваси отверг неудачу, биоритмы, и веснушки как причины проигрыша его футбольной команды в 9-ти из 10-ти последних игр. Теперь он рассматривает две невероятные возможности: либо (a) он имеет паршивых игроков, либо (b) они действительно даже не пытаются играть лучше. (Роберт, 1982, Pt.3, p.3)

Почему же нас постоянно преследует это «почему»? Множество объяснений приходит на ум (см. Форсит, 1980 Вейнер, 1985). Мы могли бы только желать знать, то есть понимать окружающее, проникать разумом в себя и свое окружение. Эта мотивационная интерпретация известна как принцип овладения (Уайт, 1959). Кроме того, ясно, что функционально необходимо знать, почему случай произошел. Как заявлял Келли (1971): «Аттрибутор — это не просто аттрибутор, глубже ищущий знаний его скрытая цель в достижении знания об эффективном управлении собой и своим окружением. Как только причина или причины назначены, становится возможным эффективное управление и может быть дано предписание или инструкция для будущего действия. Если предшествующий результат имел успех, то скорее всего мы попытаемся восстановить предшествующую причинную сеть. С другой стороны, если предшествующий результат или событие было неудачным, типа провала на экзамене, социального отвержения, политического провала или экономической потери, тогда существует больша

я вероятность, что мы попытаемся найти причины, чтобы получить иной (более позитивный) результат.



Adblock detector