Показатели уровня жизни населения

 

В экономической литературе для оценки экономического благосостояния применяют также отношение валового внутреннего продукта на душу населения и на одного работника. Однако для того, чтобы оценить уровень жизни населения, необходимо определить следующие показатели:

1) рост продолжительности жизни, уменьшение смертности и заболеваемости людей

2) показатели роста потребления товаров и услуг

3) индекс цен на потребительские товары и услуги

4) безработицу, инфляцию и т.п.

Но СНС представляет наиболее приемлемый метод расчета (измерения) национального богатства в современный период. Поэтому переход стран СНГ на этот метод измерения является актуальной проблемой.

 

Большая часть показателей доходов новой СНС пока не внедрена в статистику стран СНГ. В большинстве из них публикуется показатель реальных располагаемых денежных доходов населения. Проблема же в том, что методология его исчисления не согласована с определениями в СНС, и это затрудняет использование данного показателя в увязке с другими её важными показателями, прежде всего с ВВП и национальным доходом. Как правило, исчисление реальных располагаемых денежных доходов населения осуществляется в странах СНГ на основе данных баланса денежных доходов населения, который является неотъемлемой частью БНХ. В результате в денежные доходы населения включаются поступления, которые в СНС не рассматриваются как доходы, например, поступления от продажи имущества, финансовых активов (акций, облигаций, ваучеров и т.п.).

Есть и другие расхождения с методологией СНС, например, индексация сбережений населения, производимая в соответствии с решениями правительства, отражается в балансе денежных доходов и расходов населения, тогда как в СНС этот поток не включается в текущий доход, а отражается в счетах накопления, в частности, в счете переоценки активов.

При исчислении реальных доходов в странах СНГ практически не проводится четких различий между текущими и капитальными потоками, как это предусмотрено в СНС. Например, согласно СНС трансферты капитала отражаются в счете операций с капиталом и не оказывают влияния ни на национальный доход, ни на располагаемые доходы отдельных секторов. Однако в странах СНГ при расчете реальных располагаемых доходов населения некоторые капитальные трансферты не исключаются, например, единовременные компенсации населению из госбюджета за понесенные ущербы и потери.

Одно из важных положений СНС, которое влияет на исчисление показателей доходов, – проведение различия между операциями с доходами и финансовыми инструментами. Эти операции имеют неодинаковую природу и регистрируются в различных счетах системы. Например, поступления от продажи векселей, облигаций и других видов ценных бумаг отражаются в финансовом счете СНС и не влияют на показатели текущих доходов. Однако это важное различие не принимается во внимание при подсчетах реальных располагаемых доходов населения в странах СНГ. Существуют и другие недостатки в статистике доходов СНГ. Все их можно устранить на основе последовательного применения СНС 1993 года. Для этого необходима, в частности, разработка всех стандартных счетов системы для всех секторов экономики, в первую очередь для сектора домашних хозяйств, что, в свою очередь, требует улучшения первичного статистического наблюдения, совершенствования обследования домашних хозяйств, широкого использования данных налоговых учреждений, налаживания на новых принц

ипах банковской и кредитной статистики.

В условиях расширения внешнеэкономических связей большое значение для оценке доходов, получаемых и выплачиваемых резидентом данной страны, имеет разработка платёжного баланса, находящаяся, к сожалению, в большинстве стран СНГ на начальной стадии.