Позиция статистического комитета СНГ при переходе от БНХ к СНС

Данные о размерах и динамике ВНП публиковались официальными статистическими органами, но следует отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись не системно, то есть они получались вне скоординированной системы макропоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованность разных уровней формирования новых макропоказателей, крайняя ограниченность включения их в аполитический оборот для принятия управленческих решений. Выход может быть только один – создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства (СНС как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели), интегрированной на макроуровне, с действовавшим в нашей статистике в течение многих десятилетий БНХ, базировавшимся на концепции примата материального производства и марксовых системах воспроизводства общественного продукта.

Позицию, которую занимает Статистический комитет СНГ при определении стратегии и тактики перехода от БНХ к СНС, можно охарактеризовать следующим образом.

СНС – это очень широкая система макроэкрномических показателей, интегрирующая практически всю экономическую статистику. Поэтому нереалистично ожидать полного внедрения СНС в практику стран СНГ в ближайшие несколько лет. В течение предстоящих 4-5 лет усилия должны быть сосредоточены на введение основных счетов и показателей в течение предстоящих 5-8 лет целесообразно сохранить расчеты некоторых центральных показателей БНХ, так как отказ от них в условиях, когда СНС ещё полностью не основана, представляется рискованным в процессе переходного периода следует гармонизировать расчеты национального дохода по методологии БНХ и ВВП, по методологии СНС.

Это сочетание на практике могло бы означать, что в рамках вновь вводимых счетов СНС будет проведено различие между отраслями сферы материального производства и нематериальной сферы. Надо отметить, что последний международный стандарт отраслевой классификации ООН (ISIC rev. 3) на практике проводит это различие, и лишь небольшое число корректив необходимо для полного обособления материального производства от других видов деятельности. Целесообразность параллельного существования элементов СНС и БНХ в течение переходного периода признают и международные экономические организации. Переход на СНС объективно необходим из-за трансформирования единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а также из-за включения стран в интенсивное международное разделение труда.

В конце 1992 года Совет РФ одобрил Государственную программу перехода на международные стандарты. Центральное место в этой программе занимает раздел, предусматривающий переход в течение 5 лет от БНХ на систему национальных счетов, разрабатываемую более, чем в 20-и странах мира и рекомендованную ООН и другими международными организациями. Аналогичные программы и планы приняты во многих странах СНГ.



Adblock detector