Виды призывов к людям

 

а) прямые призывы, которые содержат сильные прямые аргументы и используются, когда объекты психологического воздействия проявляют к ним интерес (прямые призывы способны эффективнее влиять на поведение людей, так как содержащиеся в них требования высказывается ясно, недвусмысленно и обычно правильно понимается объектом воздействия)

б) косвенные призывы, представляющие собой убеждения, которые основаны на применении намеков иди обещаний и которые склоняют к одобрению без раздумий (они используются в тех случаях, когда на людей влияют» случайные или благоприятствующие обстановке факторы и вызывают лишь кратковременную симпатию и одобрение)

в) призывы на основе конкретных примеров, обычно представляющие собой популяризацию или пропаганду конкретных действий других людей, которые уже последовали призывам (в этом случае сам призыв скрывается за показом тех преимуществ, которые получили лица, совершившие те или иные действия)

г) неопределенные призывы, побуждающие объект убеждающего воздействия самостоятельно задуматься над выводами, вытекающими из аргументации предназначенных для них информационно-пропагандистских материалов, хотя в их содержании и не содержится конкретных предложений предпринять те или иные действия.

Наконец, в-четвертых, эффективность убеждающего воздействия во многом зависит от правильно выбранной формы. Выбор последней (устная, печатная, радио-, теле-, кино и видеопропаганда) обуславливается целями и задачами психологического воздействия, конкретными условиями его осуществления и некоторыми другими факторами. Теле- и радиовещание, гарантируют высокую оперативность, легкость восприятия информации, что способствует эффективности убеждающего воздействия, однако возможности хранения такой информации крайне ограничены, и, следовательно, ее адресат не может вернуться к содержанию сообщения. Продукцию печатной пропаганды можно хранить длительное время, неоднократно изучать (что способствует лучшему запоминанию), передавать из рук в руки. Однако она значительно уступает в оперативности и является недоступной для неграмотных.

Характеристика ситуации убеждающего воздействия. Под ситуацией убеждающего воздействия обычно понимаются условия, в которых оно осуществляется, а также характер реакции объекта на восприятие его содержания. Ситуацию убеждающего воздействия делят на индивидуальную и массовую.

 

Индивидуальная ситуация складывается тогда, когда убеждающее воздействие удается осуществить на какую-то конкретную аудиторию, психологические характеристики которой удается учитывать. Наличие или создание индивидуальной ситуации убеждающего воздействия, по мнению специалистов психологического воздействия, предполагает меньше формальностей, так как легче найти общий приемлемый стиль изложения информации, легче строить аргументацию, легче подобрать необходимую лексику и т.д.

Массовая ситуация имеет место тогда, когда убеждающее воздействие осуществляется одномоментно на многочисленные и разнообразные аудитории. В этом случае достичь высокой степени адресности убеждающего воздействия очень сложно. При этом приходится принимать во внимание следующие социально-психологические закономерности восприятия:

• если ориентация слушателей совпадает с ориентацией убеждающего воздействия, то эффективность последнего выше чем выше сходство позиций субъекта и объекта убеждающего воздействия, тем весомее и его результаты

” убеждающее воздействие, содержащее сильные аргументы против какого-то мнения, которого придерживается адресат, более эффективно тогда, когда внимание объекта чем-то отвлечено (иллюстрациями в листовке, музыкальным сопровождением и различными шумами в радиопередаче или видеорядом в телепрограмме)

• убеждающее воздействие становится максимально действенным, если его содержание и форма соответствуют социальным, возрастным и национальным особенностям людей.

При этом специалисты психологического воздействия считают необходимым учитывать и своеобразие проявления эффектов “контрастной оценки далеко отстоящих позиций” и “ассимилятивной оценки далеко отстоящих взглядов”. В первом случае, если содержание убеждающего воздействия резко отличается от позиций его объекта, то появляются дополнительные трудности для его усвоения. Оно кажется совершенно неприемлемым для восприятия. Во втором случае, если содержание убеждающего воздействия незначительно отличается от взглядов адресата, то последний в силу закона ассимиляции часто отождествляет собственные позиции с содержанием убеждающего воздействия.



Adblock detector