Методика мозговой штурм

МОЗГОВОЙ ШТУРМ — условное название методики активизации группового поиска идей, решения проблемы.
Обстановка в процессе ее применения должна быть непринужденной, люди раскованными, никакой критики и тем более самокритики. Не должна проявляться иерархия отношений, все при “мозговом штурме” равны, мнение каждого считается ценным и обсуждается.
В процессе “мозгового штурма” можно высказывать любые предположения, идеи, в том числе пародоксаль-ные и даже нереальные. Они ни в коем случае не должны отвергаться. Желательно, чтобы участники “штурма” были представителями разных профессий. “Мозговой штурм” должен проводиться под руководством специалиста, желательно, чтобы это был психолог.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики (см. Коммуникация национальная).
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это неречевые средства общения. Они нужны для того, чтобы: а) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; б) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Обычно они оказываются так или иначе скоординированными между собой и со словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово — с солистом на его фоне. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.
Невербальные средства общения делятся на: “ визуальные (кинесику — движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; позы, в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);
• кожные реакции (покраснение, появление пота);
• отражающие дистанцию (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); ” вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);
• акустические или звуковые (паралингвистические, т.е. связанные с речью — интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
• экстралингвистические, то есть не связанные с речью — смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “шмыганье” носом и т.п.,
• тактилъно-кинестезические (физическое воздействие — ведение слепого за руку, контактный танец и др.; такесика — пожатие руки, хлопанье по плечу) и ольфак-торные (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека).
1“ В. Г. Крысько 289
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный {см. также: Вербальные средства общения).