Не силой закона, а силой вещей

 

По мнению некоторых авторов, учитывая крупные платежи по внешнему долгу и состоянию бюджета страны, видимо, ошибочно не использовать такой ресурс, как хотя бы частичное перекрытие утечки капитала за рубеж с помощью ужесточения контроля за поступлением доходов от экспорта. На их взгляд, в современной России такая мера более чем оправдана.

По мнению других, частые заявления о пресечении утечки капитала из России свидетельствует о непонимании природы явления и желания бороться не с его причиной, а со следствием. Дело в том, что вывоз капитала продиктован желанием предпринимателей диверсифицировать риски своих вложений, что является обычной разумной практикой.

Высказываются более практичные советы: «Для ужесточения мер по борьбе с бегством каптала может быть, сначала в экспериментальном порядке целесообразно ввести 100-процентную обязательную продажу валютной выручки от экспорта».

Структура уходящего из российской экономики капитала неоднородна. В ней можно выделить по крайней мере две составляющие: краткосрочный капитал и долгосрочный. Спекулятивный капитал направляется в наиболее выгодные с точки зрения соотношения доходности и риска инструменты на мировых финансовых рынках. Отток долгосрочных вложений зависит от системного риска экономики и благоприятности инвестиционного климата. Административные и силовые меры могут помочь лишь в краткосрочной перспективе и в борьбе с «чёрным» оттоком капитала, который отнюдь не составляет большую часть вывозимого капитала. Изменение же важнейших функций управления экономикой и её характеристик (принятие эффективного налогового законодательства, улучшение защиты прав собственности) может снизить отток долгосрочного капитала, но не снизит отток краткосрочного капитала.

 

Вот пример я нашёл в прессе: у вас разорвана вена, хлещет кровь, от потери крови кружится голова — это состояние сегодняшней российской экономики, потому что через разорванную вену уходит 10% ВВП в год. Бессмысленно в этой ситуации лечить головокружение таблетками от головной боли, надо сначала вену зашить. То же самое и у нас. Либеральные методы годятся, но сначала нужны достаточно сильные меры для того, чтобы улучшить инвестиционный климат. Только либеральных мер для улучшения инвестиционного климата недостаточно.

Конечно, хорошо, что Владимир Владимирович Путин может тихим голосом, а может, полушепотом или шепотом, намекнуть российским предпринимателям, вывозившим деньги за рубеж, о том, что лучше бы им хотя бы часть вернуть, а то хуже будет. Кстати говоря, можно было бы через наше посольство за рубежом проинформировать об этой схеме и правительства иностранных государств, тем более, что договор по МНВ хоть и ратифицирован, но обмена ратификационными грамотами не было и не будет, пока Конгресс США не ратифицирует дополнительный протокол к СНВ, который продлевает до 2007 года снятие с дежурства ракет с разделяющимися боеголовками. Так что они у нас пока есть. И можно намекнуть иностранным инвесторам, чтобы активнее работали.

Президент Путин действительно имеет возможность провести любой закон через Думу, и СНВ-2 это показал. Он может и налоговую реформу сейчас провести, и земельную, единственно, чего он не имеет право делать — это глупости, связанные с формированием такого имиджа России, который отпугнет от нашей страны на долгие годы. И мне кажется, административный ресурс, безусловно, нужно использовать, но прежде всего — это сила закона, это исполнение законов, это сильная судебная система, сильная система исполнения решения судов, а вовсе не технологии административного намека с использованием возможностей спецслужб.



Adblock detector