Несовершенство законодательной базы – корень всех проблем

 

Главный вывод, который напрашивается из анализа ситуации с «бегством» капиталов из страны и проблем их возврата, заключается в том, что корень всех проблем — несовершенство законодательной базы и отсутствие действенной координации между органами валютного контроля и правоохранительными органами.

— Недавно в Лондоне на международной конференции «Россия-2000: новая реальность — новые возможности» председатель Национального инвестиционного совета (НИС), президент Национального резервного банка (НРБ) Александр ЛЕБЕДЕВ изложили разработанный Национальным инвестиционным советом (НИС) план возврата в Россию перекочевавшего за рубеж капитала. Его предложения вызвали интерес и в правительстве, и у тех, кому адресован этот план.

Вот как он представляет саму проблему, и механизм ее решения.

— Из 150 млрд. долларов, перекочевавших из России за рубеж в период с 1992 по 1999 годы, лишь 10% составляют криминальные доходы — от наркобизнеса, незаконной торговли оружием, рэкета, финансовых махинаций, в частности таких, как вывод активов из банков-полубанкротов и лжебанкротов. Возвращать эти неправедные деньги, безусловно, должны правоохранительные органы. Остальные 130-135 млрд. долларов — это законные доходы российских бизнесменов, которые в условиях нестабильности были легально или полулегально (через прорехи в валютном законодательстве) вывезены ими за рубеж.

 

НИС давно заботил вопрос, как вновь привлечь этот капитал в Россию. Ответ на него подсказала сама жизнь. Сейчас, после известных скандалов в прессе, весь российский капитал, находящийся на Западе, считается криминальным. По этой причине деньгам российского происхождения очень и очень неуютно на чужбине. И, по сведениям НИС, многие российские предприниматели возвратили бы свои честные капиталы на родину, будь у них гарантии от произвола по образцу 17-го года и посягательств криминальных структур. Предоставление таких гарантий наряду с другими мерами способствовало бы возвращению в Россию нескольких сотен миллионов долларов в течение уже первого полугода.

Разговоры о необходимости вернуть блудные капиталы на родину ведутся давно и бесплодно. Предложения о том, как это сделать, самые разные — от жестких силовых методов до поголовной амнистии. А воз и ныне там.

Государство, в свою очередь, должно законодательно обеспечить регрессивную шкалу налогообложения, предложить всем владельцам чистых денег, выведенных за границу, воспользоваться системой возврата капиталов в течение года и гарантировать соответствующим указом президента их легализацию, если вернувшиеся деньги проработают по этой модели в российской экономике, скажем, два года. По истечении этого срока банк отчитается о проходивших через него деньгах из-за рубежа, после чего их владельцы будут расшифрованы. Они заплатят налоги с дохода, а с основной части в сумме, скажем, 1 млн. долларов возвращенных денег — текущую ставку подоходного налога, то есть 30%. К суммам же, превышающим 1 млн. долларов, как уже говорилось выше, целесообразно было бы применить низкую или убывающую ставку налогообложения либо до поры до времени не облагать их налогом вовсе. Впоследствии планку можно будет поднять до 2, до 3 млн. долларов. А на сегодняшний день, насколько я знаю, мало кто в России продекларировал 1 млн. долларов. Не

более 100-200 человек. В том-то и проблема.