Роль субъектов рф в утечке капиталов и в их возвращении

 

В настоящее время субъекты РФ (и прежде всего республики) ведут активную внешнеэкономическую деятельность, имеют международные связи. Действуют представительства республик в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья.

Поэтому важно создание правовой базы этих отношений. Впервые Федеративный договор закрепил, что субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Конституция РФ относит к совместному ведению России и ее субъектов координацию международных и внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров РФ. Конституции республик по-разному закрепляют их полномочия в международных отношениях. Согласно, например, Конституции Башкортостана эта республика «является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации. Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций».

По вышесказанному некоторые учёные рекомендуют:

Во-первых, в конституционном порядке следует разграничить полномочия между Федерацией и ее регионами в этой области. Это способствовало бы развитию правовой базы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

Во-вторых, необходим специальный федеральный закон. В нём возможно решение следующих вопросов: пределы полномочий субъектов Федерации во взаимоотношениях с иностранными партнерами их ответственность за развитие внешних связей процедура рассмотрения возможных споров порядок открытия за рубежом представительств. При этом следует иметь в виду, что координирующая роль, естественно, должна принадлежать федеральным органам.

 

Если посмотреть с другой стороны, то существует угроза внешней долговой экспансии субъектов РФ. Для федерального центра эта экспансия означает незавидную перспективу отвечать не только по собственным, но и по местным внешним долгам.

Кстати говоря, принятый в 1997 г. ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» разрешил российским регионам формировать собственные золотовалютные резервы. Регионы с тех пор охватила настоящая золотая лихорадка.

Анализ регионального распределения импорта иностранного капитала в Россию показывает, что наиболее привлекательными в этом году были: Москва— 26,2% Красноярский край — 14,2 Омская область — 8,1 Архангельская область — 7,9 Еврейская автономная область — 5,9 Республика Марий Эл — 5,0 Белгородская область — 4,1 Республика Коми — 3,6%.

В структуре территориального размещения иностранных инвестиций отсутствуют такие, казалось бы, привлекательные федеральные округа, как Уральский и Приволжский, где высокий уровень промышленного развития сочетается с необходимостью в притоке иностранного капитала для обновления и переориентации производств.

Однако иностранные инвесторы не спешат удовлетворить данную потребность, и это может быть объяснено наличием ограничений внеэкономического характера, связанных со стремлением части местных производителей сохранить монополию и не допустить конкуренции со стороны иностранных компаний.