Запаздывание цен и заработной платы

Экономические агенты не устанавливают цены и заработную плату одновременно. Наоборот, корректировка цен и заработной платы по экономике в целом происходит как бы ступенчато, с определенным запаздыванием. Запаздывание обусловливает медленное течение процесса изменения общего уровня цен и заработной платы, даже несмотря на то, что изменение индивидуальных цен и заработной платы происходит часто.
Единоличное увеличение цен какой-нибудь отдельно фирмой будет означать повышение относительных цен на продукцию этой фирмы, что приведет ее к потере клиентов. (Если бы этот процесс происходил синхронно, все фирмы могли бы поднять цены одновременно, оставляя относительные цены без изменений.) Общий уровень цен повышается медленно в результате небольшого ступенчатого роста цен. Повышение цен происходит постепенно, так как ни одна фирма не желает первой объявлять о значительном повышении цен.
Это запаздывание проявляется и в определении заработной платы. Рассмотрим, к примеру, как отражается на экономике сокращение предложения денег, ведущее к снижению совокупного спроса, что, в свою очередь, требует пропорционального снижения номинальной заработной платы для поддержания полной занятости. Каждый рабочий может быть готов пойти на снижение своей номинальной заработной платы при условии пропорционального снижения заработной платы остальных рабочих. Но ни один рабочий не желает первым попасть под это сокращение, которое означает пусть временное, но снижение его относительной заработной платы. Поскольку определение величины заработной платы растянуто во времени, нежелание каждого конкретного рабочего первым идти на снижение своей заработной платы обусловливает то, что общий уровень заработной платы медленно реагирует на изменение совокупного спроса. Другими словами, ступенчатость установления индивидуальных заработных плат является причиной негибкости общего уровня заработной платы в экономике.
Недостатки: На практике совершенная конкуренция – достаточно редкое явление. Товары часто дифференцированы, вследствие чего цены на них установлены разные. Поэтому эффект от повышения цен должен быть менее заметен, чем здесь утверждается.
Эта теория не объясняет вязкость цен в случае снижения спроса. Тогда цены необходимо снизить и тот, кто сделает это первый, получит наибольшую прибыль. А снижение цен на этот товар приведет к росту спроса на него и падению спроса на остальные товары, что снова вызовет снижение цен. Это означает, что должна существовать тенденция к снижению цен, чего на практике, к сожалению, нет.