Шведский социализм как система государственного управления

 

Шведский социализм — это общество, построенное на системе социального партнерства, в котором благополучие каждого зависит от решения экономических и социальных проблем его партнёров.

15 Роль гражданского кодекса РФ в государственном регулировании

рыночной системы хозяйства

В Кодексе закреплены основные принципы регулирования гражданских отношений: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договоров, беспрепятственное осуществление гражд.прав. Центральное место в 1-й части Кодекса занимают нормы о системе юр.лиц и собственности. Законодательно закреплена общая правоспособность коммерческих организаций (кроме унитарных пр-тий), т.е. право осущ-ть любую деятельность, не запрещенную законом. Регулированию отдельных договоров, в т.ч. договоров, используемых в предпринимательской деятельности, посвящена 2-я часть Кодекса.

16 Государственное регулирование системы ценообразования

При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, — по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, а также на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное регулирование.

Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством. Выделим три уровня подобной деятельности:

Установление государством фиксированных цен:

* в виде государственных прейскурантных цен

* «замораживания» рыночных свободных цен

* фиксирования монопольных цен.

Регулирование государством цен посредством установления условий ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:

 

* фиксирования предельного уровня цен

* выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным прейскурантным ценам

* внедрения предельного значения элементов розничной цены

* установления максимального уровня разового повышения цен

* государственного контроля за монопольными ценами установления цен для продукции государственных предприятий.

Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет различных запретов. Формы таких ограничений:

* запрет на горизонтальное фиксирование цен

* запрещение вертикального фиксирования цен

* запрещение ценовой дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка только у одного производителя)

* запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов)

* запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.

В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.