Судебная палата по информационным спорам

 

Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (далее — Судебная палата) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. N 2335 и является государственным органом при Президенте Российской Федерации.

Основной задачей Судебной палаты является содействие Президенту Российской Федерации в эффективной реализации им конституционных полномочий гаранта закрепленных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации.

Судебная палата выполняет следующие основные функции:

* содействует Президенту Российской Федерации в обеспечении прав и свобод в сфере массовой информации

* содействует обеспечению объективности и достоверности сообщений в средствах массовой информации, затрагивающих общественные интересы

* обеспечивает соблюдение принципа равноправия в сфере массовой информации

* обеспечивает защиту нравственных интересов детства и юношества в средствах массовой информации

* способствует осуществлению принципа политического плюрализма в информационных и общественно-политических телерадиопрограммах

* разрешает споры о распределении времени вещания на радио и телевидении для фракций, создаваемых в Федеральном Собрании

* дает указания по исправлению фактических ошибок в информационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы.

Судебная палата участвует в разработке проектов законодательных актов о средствах массовой информации, о праве граждан на информацию, подготавливаемых для реализации права законодательной инициативы Президента Российской Федерации. Она дает заключения на проекты Указов Президента Российской Федерации по вопросам деятельности средств массовой информации.

Судебная палата рассматривает споры и иные дела, вытекающие из требований общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также из требований норм журналистской этики, в части, касающейся средств массовой информации.

 

Предметом разбирательства Судебной палатой являются споры, вытекающие из:

* ущемления свободы массовой информации, в том числе нарушения права редакции средства массовой информации, журналиста на запрос и получение общественно-значимой информации, установления ограничений на контакты с журналистами и передачу им информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну

* необходимости оперативно обеспечить исправление (опровержение) фактических ошибок в информационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы

* необъективности и недостоверности сообщений в средствах массовой информации, в том числе основанных на слухах, непроверенных данных, ложной информации

* нарушений принципа равноправия в сфере массовой информации, в том числе ограничения прав журналиста по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности

* ущемления нравственных интересов детства и юношества в средствах массовой информации, в том числе в теле- и радиопередачах

* нарушений принципа политического плюрализма в информационных и общественно-политических теле- и радиопередачах

* распределения времени вещания на телевидении и радио для фракций, создаваемых в Федеральном Собрании.

В случае систематического нарушения должностным лицом информационных прав граждан, журналистов, редакций средств массовой информации Судебная палата вправе ставить вопрос перед соответствующим органом (руководителем) о привлечении этого должностного лица к установленной законодательством ответственности.

Судебная палата рассматривает дела по той же процедуре, что и суд, в работе принимают участие юристы и журналисты, решения носят рекомендательный характер, властных полномочий Палата не имеет, но пользуется уважением средств массовой информации. По сути Судебная палата стала одним из органов саморегулирования информационной среды в целом и рекламы, в частности.

Первые рекомендации Палаты относились к рекламе товаров, опасных для здоровья граждан — рекламе табачных изделий и алкоголя.