Оформление деловой переписки

Деловая переписка – неотъемлемое средство связи предприятия с внешними организациями. На большинстве предприятий письма превалируют над остальными документами.
Письмо – обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почты и т.д. По содержанию и назначению письма могут быть: инструкционные, гарантийные, информационные, письма-запросы, письма-извещения, письма-приглашения, письма-ответы и другие.
Письма инструкционные (директивные) исходят из государственных или муниципальных органов управления и содержат, как правило, рекомендации, указания, разъяснения по вопросам отчетности, налогов, экологии и т.п.
Гарантийные письма содержат гарантии оплаты, сроков поставки или качества продукции.
К информационным условно относятся письма, содержащие сообщения, просьбы, напоминания, предложения.
Рекламные письма содержат рекламу, цены предлагаемых услуг, товаров.
Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении договоров. Они представляют собой обращения покупателей к продавцам с просьбой дать подробную информацию о товарах, услугах и/или направить предложение (оферту) на поставку товара, ответы продавцов, рекламации (претензии по качеству товаров), ответы на рекламацию, кредитные письма и т. п.
В рекламационных письмах предприятия требуют возмещения убытков, нанесенных из-за невыполнения или нарушения условий договора другой стороной (контрагентом). Рекламация должна иметь копии документов, как правило, актов, подтверждающих такие факты. Оформляются подобные копии в виде приложения к основному документу.
При заключении контрактов с иностранными партнерами используются кредитные письма (L/C – Letter of credit), в котором продавец просит предоставить гарантийное письмо из банка покупателя с номером валютного расчетного счета и гарантиями банка оплаты покупателем товаров или услуг.
В письмах-запросах предприятие просит разъяснить какой-либо факт или действие и побуждает фирму-контрагента (или государственную организацию) дать ответное письмо.
В некоторых случаях составляются сопроводительные письма, когда направляемый адресату основной документ требует дополнительного пояснения. В сопроводительном письме указывается, с какой целью направляется основной документ, что с ним необходимо сделать и в какие сроки.
Для составления писем, факсов используется специальный бланк письма. В письмах, факсах название вида документа не указывается, за исключением гарантийного письма. Письмо имеет следующие реквизиты: дату, номер, ссылку на регистрационный номер и дату документа (если письмо является ответом), заголовок к тексту, изложенный одной фразой.
Текст письма должен быть лаконичным, кратким, последовательным, убедительным и корректным. Текст письма, как правило, не превышает одной страницы. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно. Текст письма чаще всего состоит из вводной части и основной.
Во вводной части указывают причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылкой на факты, даты, документы. В основной части письма формулируется его основная цель: предложение, отказ, просьба, гарантия и т.д.
Факс- документ, полученный с помощью факсимильной связи по телефонным каналам. Факс по сути является копией переданного документа. По телефаксу могут быть переданы любые виды документов и приложения к ним: таблицы, чертежи, диаграммы, фотографии. Однако факсы в большей степени являются разновидностью переписки между деловыми партнерами, организациями, поэтому факсом условно называют письмо, полученное с помощью факсимильного аппарата.
Оформление факса осуществляется аналогично оформлению делового письма, только в реквизите “адресат” указывается номер телефакса получателя письма.
Передача по факсу документов с грифом “Для служебного пользования”, “Конфедициально” и других подобных документов проводится только по специально защищенным системам связи