Стратегическое планирование в экономической организации

 

Любые предприятия независимо от своих масштабов, форм собственности и среды деятельности в условиях рынка должно заниматься планированием, которое подразумевает определение целей предприятия на перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов предприятия сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами.

Стратегия экономической организации — это совокупность её главных целей и основных способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы — значит определять общие направления её деятельности.

Стратегическое планирование это относительно молодой вид деятельности фирмы. Его предтечей стало долго срочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперёд, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному приходит стратегическое планирование. В стратегическом планирование по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становиться более объёмным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации , так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей , действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

 

В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа формальных способов решения за- дач . Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х –начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы.Однако в 80-х годах формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегии, затем выбирает один из вариантов и формирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма, подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведен- ных разработок, предложений нижестоящих уровней .



Adblock detector