Стратегическое планирование – существенный компонент менеджмента

Стратегическое планирование является существенным компонентом менеджмента. Процесс стратегического менеджмента можно разделить на следующие основные элементы: анализ, прогнозирование, планирование и управление. Как уже поняли руководители многих компаний, фирма должна ориентироваться не на сиюминутное получение прибыли любой ценой, а на решение проблем долгосрочного развития и устойчивого роста. Данные цели достигаются прежде всего за счет профессионально поставленного внутрифирменного планирования. Стратегическое планирование любой, даже маленькой, фирмы должно включать следующие этапы:
1) разработка общих, а затем и более конкретных (на краткосрочный период) целей развития фирмы;
2) оценка текущего состояния компании;
3) определение стратегии фирмы;
4) разработка долгосрочного (а затем, по мере надобности, и краткосрочного) плана;
5) контроль за достижением поставленных целей и соответствующая коррекция плана, то есть сопоставление плановых показателей с фактическими.
Существует две формы планирования деятельности фирмы:
> планирование деятельности фирмы на рынке;
> внутрифирменное планирование.
Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны. Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование деятельности предприятия позволяет:
1) осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
2) побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
3) определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
4) подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
5) четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы
В понятие “планирование” входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.