Необходимые рыночные условия и риски стратегического планирования

 

* спрос на продукцию высоко эластичен по цене и достаточно однороден

* преодладает ценовая конкуренция

* различия в товарных марках мало значимы для покупателей

* наличие крупных покупателей, которые могут диктовать условия сделки, сбивая цену

* отраслевая продукция стандартизирована, покупатель может приобрести ее у раазных продавцов

* предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции

Риски (опасности)

* увлечение производством одного товара, забывая о необходимости обновле- ния продукции (например, компания Ford выпускала дешевый автомобиль, но одного типа)

* появление технологических новинок, которые сводят на нет преиуществ в издержках

* новые конкуренты и последователи получают такие же преимущества путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование

* неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в резуль-тате чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости

* инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость

* изменение предпочтение потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик

* появление новых, более совершенных товаров

Необходимые рыночные условия

* существует множество отличительных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся покупателями

* существует большое число покупателей, которые признают выделенные характеристики ценными ждя себя

* преобладает неоценовая конкуренция

* признаки дифференциации не могут быть имитированы оперативно и без привлечения значительных затрат

* спрос на продукцию разнообразен по структуре.

Риски (опасности)

* дифференциация может превзойти разницу в цене – уровень цены может стать настолько большим, что для покупателей финансовые соображения окажутся важнее приверженности торговой марки

* фирма не понимаает или не способна определить то, что составляет ценность для покупателей

* имитация (копирование) может скрыть ощутимую разницу товаров

* фирма игнорирует необходимость доведения до покупателей информации о ценности продукции, полагаясь только на реальную базу дифференциации

* может снизиться потребность покупателей в дифференцированной продукции, что возможно с ростом их информированности.

Необходимые рыночные условия

* потребности покупателей в данном товаре разнообразны

* существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия

* размер рыночной ниши обеспечивает прибыльность, ниша имеет потенциал роста

* конкуренты не рассматривают нишу раынка в качестве ключевого факторв успеха (концентрация на рыночной нише связана со значительными затратами или трудностями)

* ресурсы предприятия не позволяют обслуживать весь рынок, однако оно может качественно обслуживать потребителей рыночной ниши.

 

Риски (опасности)

* рыночная ниша становится настолько привлекательной, что переполняется конкурентами

* различия в ценах специализированных предприятий и предприятий, работающих на всем рынке, могут стать настолько большими, что потребители откажутся от преимуществ специализированных товаров

* различия между потребностями целевого сегмента и всего рынка могут сократиться

* конкуренты могут проникнуть на выбранный целевой рынок и достичь более высокого уровня специализации.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1) Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегичесий менеджмент: курс лекций.-

ИНФРА-М-, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001 г.

2) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для вузов. обуч.по эконом. спец., 3-е издание, М: Гардарика, 2001г.

3) Ансофф И.И. Новая корпоративная стратегия./ Пер.с англ.: Жильцов С.-СПб., 1999г., (теория и практика менеджмента)

4) Липсиц А.В. в2 кн. Кн.2: учебник, 6-е изд.-М.: Вита-Пресс,2001г.

5) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-метод. пособие, -М.: Финансы и статистика, 1997г.

6) Под ред. Иванова С.И. Основы эконом. теории: учебник в 2кн.Кн.1, 4-е изд.,2000г.

7) Уткин Э.А. Экономика, рынок, передпринимательство. –М.-Фин. акад.при правительстве РФ, 1996г.

8) Томпсон А.А. стратегический менеджмент: искуссство разработки и реализации стратегии. Учебник для вузов по эконом. спец./ пер.с англ. под ред. Зайцева Н.Г. –М.: Банки и биржи: Юнити, 1998г.

9) Булатов А.С. Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп., -М.: Юристъ, 2001г.

10) Кац И. Система внутрифирменного планирования.//Проблемы теории и практики управления, №4, 1999г.

11) Липсиц И. Конкурентная стратегия фирмы.// Вопросы экономики, №9, 1998г.

12) Краснова В. В будущее – согласно трафарета: теория стратегического планирования фирмы.// Деловые люди, №11, 1997г.

13) Нуреев Р. Фирма как совершенный конкурент.//Вопросы экономики, №4, 1998г.

14) Грюниг Р. Методы и средства стратегичекого планирования на фирме. // Проблемы теории и практики управления на фирме, №3, 1995г.

15) Попов Ю. Среднему бизнесу в России необходима стратегия.//Проблема теории и практики управления, №5, 2002г.

16) Мишин А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса.//Российский эконом. журнал.№5, 1998г.

17) Колесников А., колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения.//Вопросы экономики,№7, 1997г.

18) Ревенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.//Соц.-полит. журнал, №2, 1996г.

19) Дугельный А.П. Стратегический менеджмент на пром. Предприятиии.//ЭКО, №12, 2001г.

20) Лобанова Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии.- учебный курс лекций.Введение //Рос.эконом. журнал, №3,1995г.

21) Горланов А. Стратегическое планирование.// Фин. газета, №18,1998г.

22) Торбин А. «Облом» Обломовых: эволюция менеджмента в России.// ЭКО, №11,2001г.

23) Кичев С.С. Стратегическое планирование деятельности предприятий – сетевой подход.//Бизнес, №1,2, 1999г.

24) «Российские предприятия : трудный поиск конкурентных стратегий» // ЭКО,№10, 1998г..