Индивидуальная характеристика каждой деловой стратегии

1.3.1 Конкурентные преимущества на основе низких издержек
Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестимости по сравнению с конкурентами. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов, либо по текучим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт. Стратегии лидерства в издержках следуют такие фирмы, как General Electric в производстве бытового оборудования, BiC в производстве ша-риковых ручек, Ford в производстве тяжелых грузовиков. Лидируют в издержках российские производители компьютерных программ. О других российских отраслях пока трудно что-либо сказать ввиду информационной закр
ытости предприятий.
Ценовое лидерство достигается, если предприятие осуществляет контроль над значительной долей рынка или использует другие преимущества, такие, как доступ к источникам сырья, уникальное оборудование, наличие в отрасли опытной кривой и т.д.
Данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты. В этом случае основное внимание менеджеров предприятия направлено на контроль затрат, что является необходимым условием реализации такой стратегии. При этом качество продукции, сервис, другие параметры не столь значимы.
Лидерство в издержках – это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов, т.е. это внутренняя стратегия, или стратегия операционной эффективности.
Стимулом использования данной стратегии является наличие в отрасли опытной кривой, или, другими словами, эффекта масштаба и привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора.

Экономия за
счет обучения

* Повышение производительности труда
* Улучшение в организации производства


Экономия на масштабе
производства


* Специализация и разделение труда


Технология производства

* Уменьшение затрат труда за счет механизации и автоматизации
* Эффективное использование сырья
* Увеличение точности обработки

Конструкция изделия

* Облегчение автоматизации
* Экономия материальных затрат



Затраты на вход
в отрасль
* Преимущества местоположения
* Владение источниками дешевого сырья
* Низкие трансакционные издержки
* Более низкие издержки за счет соглашений с поставщиками
* Низкая цена труда



Организационные
факторы
* Оптимальное соотношение постоянных и переменных издержек
* Управленческая культура
* Правительственные субсидии