Японияя ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

НАШИ ВОСТОЧНЫЕ СОСЕДИ

Япония, наш восточный сосед – древнее, самобытное государство. Оно расположено на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского кон-тинента, её главные острова Хоккайдо (наименее населённый) на севере, Хонсю и Сикоку в центре и Кюсю на юге. Имеется также более трёх тысяч небольших островов. Площадь Японии 378 тысяч квадратных километров (это 60% территории Франции, меньше чем республика Коми в России), причём 87% этой территории покрыто горами, вулканами. Для строительства городов и сельскохозяйственных ферм остается лишь 80 тысяч квад-ратных километров (по территории можно сравнить с размерами Тверской области или Ставропольского края России). На этом мини пространстве живёт 127,7 миллионов чело-век (а к 2005-му году, по прогнозу ученых, ожидается 130 миллионов). При такой перена-селенности, страна очень тесна, поэтому земля страшно дорогая.

Какой-нибудь иностранный банк хотел бы построить свой офис, например, в Токио или Осаке, но земля, под этот маленький банк, стоит в несколько тысяч раз дороже, чем цен-тре Нью-Йорка или Лондона. Можно бы построить на окраине, там земля подешевле, но тогда нужно будет платить всем ближайшим жителям огромную компенсацию за то, что загораживают солнце, а земля эта будет по стоимости центра Нью-Йорка.

Многие крыши домов Токио не пустуют: на плоских крышах, помимо площадок для сушки белья, детских «луно-парков», скверов всё чаще можно видеть зелёные сетки, ого-раживающие площадки для игры в гольф. Нет им места на земле.

Не хватает места на земле и дорогам многие дороги подняты над землёй на 12-60 мет-ров. А если дорога в Японии проходит по земле, то она с двух сторон обнесена забором 3,5-4 метра высотой. Эти глухие железобетонные стены, поросшие плющом, охраняют ок-рестные деревни от шума дороги, а поля от выхлопных газов.

СТРАНА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ


Состояние Японии в первые послевоенные годы было крайне тяжелым. Изоляция от внешнего мира была полной. Страна, потерявшая в войне 40 % своего материального со-стояния, и не имеющая источников сырья, была отрезана от внешних сырьевых рынков. Уничтожено в стране 30% оборудования тяжёлой промышленности, после атомных бом-бардировок почти полностью разрушены Нагасаки и Хиросима, в руинах лежала сама столица – Токио. Демобилизовано 9 миллионов солдат, в страну въехало 1,5 миллиона человек беженцев, инфляция достигла 5000%. Нехватка товаров и материалов была все-общей. Не хватало продуктов питания. В то время даже говорилось о том, что 10 миллио-нов японцев могут умереть от голода. Курс японской йены по отношению к американско-му доллару постоянно падал, что свидетельствовало о полной расстроенности финансовой системы. И, тем не менее, японцы испытали чувство облегчения в связи с окончанием войны, общество было переполнено различными надеждами: все были в равной степени бедны, и у каждого был такой же, как и у вс
ех, свой шанс. Все приходилось начинать с нуля.
Направление, выбранное для развития страны, может показаться парадоксальным: пер-вое – прекратить программу субсидирования промышленности, взяв тем самым инфляцию под контроль; второе – должна быть прекращена зависимость развития предприятия от внешних источников финансирования; третье – принимается решение установить твердые курсы йены к доллару. Эти меры создали суровые условия для тех отраслей промышлен-ности, которые субсидировались из иностранных или правительственных источников фи-нансирования. Положение усугублялось и тем, что в результате разделения крупных мо-нополистических объединений – «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо» прервались тра-диционные связи с иностранными поставщиками сырьевых товаров. Приходилось и здесь все начинать с начала.

Программа развития, поставившая на грань катастрофы многочисленные предприятия и торговые фирмы, преследовала цель остановить рост цен. Банкротство многих фирм представлялось меньшим злом, чем инфляция. Уменьшение спроса на товары привело к спаду. Не было уверенности, что японская экономика выдержит резкое ухудшение конъ-юнктуры. Увеличение спора со стороны американцев, в связи с начавшейся в 1950 году войной в Корее, спасло многие японские фирмы. Бум продолжался в течение целого года, затем снова наступил спад.

Нужно было принимать решение о долгосрочном развитии экономики страны, её прин-ципиальной ориентации. Рассматривались две возможности: построение послевоенной экономики путем максимального развития экспорта и вторая возможность – ориентация развития на внутренний спрос. Среди правительственных и деловых кругов победила пер-вая концепция, но осуществить ее было нелегко.

Главное затруднения – фирмы были отрезаны от мировых рынков. Они не знали реаль-ного спроса на товары, не имели информации из разных стран на товары, которые подле-жали импорту в Японию. Невозможность проводить эту работу вынуждала японские фирмы занимать оборонительную позицию в отношении иностранных конкурентов.

Экспорт в это время был крайне ограниченным. В США поставлялись текстильные из-делия, рыбные консервы, морские продукты; в страны юго-восточной Азии – текстиль и каустическая сода. Первые сделки осуществлялись путем переписки. Это было время пер-вых шагов в промышленности и торговли. Затем начался бег, гонка. Период с 1953 по 1960 годы – это время восстановление экономики. Промышленность превысила уровень довоенного производства. Это был успех, но японские товары, за исключением текстиль-ных, еще не могли конкурировать с изделиями западных стран. Себестоимость японской продукции была выше, а качество ниже. В связи с этим производство товаров ориентиро-валось в основном на внутренний рынок, который быстро насыщался, но это уже не при-вело к спаду. В промышленности было применено сильнодействующее и крайне эффек-тивное средство, которое впоследствии выручило японский деловой мир во всех кризис-ных ситуациях. Оно называется – структурные изменения и реорганизация. Благодаря этому средству быстро повысилась конку
рентоспособность японских товаров. Разрыв с западными фирмами на международных рынках таял не по дням, а по часам. Произошло то, что весь мир называет «японским экономическим чудом».

Развитие Японии в период высоких темпов роста в значительной степени результат внедрения передовой технологии развитых стран. Это факт. Но как осуществлялось это внедрение? Как небольшая фирма где-нибудь на Хоккайдо или на Кюсю могла внедрить передовую технологию такой же небольшой фирмы в Брюсселе или в Чикаго? Откуда японская фирма могла узнать, где какая технология применяется, при каких условиях, сколько за ту или иную техническую новинку нужно заплатить? Потребовалось собрать информацию о лучших технических достижения в мире, изучить коммерческую информа-цию, знать юридические условия приобретения и последствия применения технических новшеств.

Технический консультационный центр, открытый фирмой «Мицуи» в 1960 году, сыг-рал особенно важную роль. Помимо главной конторы в Токио сбором технической ин-формации занимались большие отделения в Нью-Йорке, Лондоне и Дюссельдорфе, позже такие же центры открылись в Париже, Риме и многих городах США. Специалисты этих центров читали технические журналы, сидели в патентных библиотеках, устанавливали деловые отношения с исследовательскими институтами и университетами, составляли об-зоры применяемых технологий по отраслям промышленности. У японцев не было про-блем получения новых технологий у других фирм, ведь они за них хорошо платили. Вот в чем секрет японского чуда.

По опубликованным правительством Японии данным, в техническом отношении япон-ская промышленность в 1949 году на 20 лет отставала от американской. А уже через 11 лет, т.е. в 1960 году промышленность Японии обогнала американскую на 20 лет.

Потом был сделан следующий шаг. Из того, что изготовлялось в других странах, тре-бовалось отобрать лучшее. Выбирали самое эффективное, передовое: лучшие конструк-ции машин, передовые технологии стали. Искали по всему миру, впрочем, ищут и сейчас. Японцы очень быстро внедряют любое открытие, по сравнению с другими странами. Тор-говая фирма терпеливо ждет у ворот какого-либо института рождающееся изобретение, чтобы тут же подхватить его, доработать, улучшить и внедрить в производство. У японцев это называется коммерциализацией изобретений, открытий, новых конструкций и техно-логий.

Кто мог предсказать, что горная страна, расположенная на островах, изрезанных зали-вами и проливами, не имеющая дорог посвятит себя, свои усилия и ресурсы развитию ав-томобильной промышленности? Это ведь не зонтики, не часы или фотоаппараты. Для ав-томобилей нужна сталь, для стали – руда и уголь. Автомобиль – синтез многих произ-водств: машиностроения и электроники, химии и нефтепереработки. Но главное – это де-тище американских пространств, шоссейных дорог по три - четыре полосы в каждую сто-рону, это продукт традиции, которая уходит корнями в начало столетия.

Однако сейчас автомобилестроение – одна из ключевых отраслей японской экономики. Эта отрасль, охватывающая очень большую сферу производства. Пять гигантов японского автомобилестроения «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мазда» и «Мицубиси» объединяют работу тысяч средних и мелких фирм. Совместно со сферой продаж, шинным производст-вом, бензозаправками и обслуживанием в автомобильном деле Японии занято свыше пяти миллионов человек.

В 1986 году японцами было произведено 12 миллионов 260 тысяч автомобилей. Это уже в два раза больше. Чем в Германии и в четыре раза больше, чем во Франции. В 1999 году произведено 20 миллионов 700 тысяч автомобилей (большее количество выпускает только США). Миллионы японских автомобилей экспортируются в десятки стран мира, они обеспечиваются обслуживанием и запасными частями. А ведь японцы начали разви-вать эту отрасль после войны практически с нуля.

Проведённые после войны правительством Японии реформы оказались успешными. Это произошло прежде всего благодаря наличию сильной власти, способной осуществ-лять реформы. Кроме того, в Японии преобладали некоррумпированные чиновники, спо-собные добросовестно осуществлять реформы. Для того чтобы победить в конкурентной борьбе между предприятиями и чтобы поднять свой жизненный уровень, японцы работа-ли самозабвенно (в то время рабочий день был 10 часов).

В сфере экономики сохранился контроль над ценами и распределением главных видов материальных ресурсов. Он способствовал предотвращению увеличения разрыва в дохо-дах населения.

В промышленной сфере правительственные низкопроцентные кредиты направлялись прежде всего на возрождение ключевых отраслей – производства металла и угля, а затем на развитие экспортных производств.

Акцент делался не на импорт потребительских товаров, а на внедрение передовых тех-нологий.

С трудом, но американские фирмы начинают понимать: им самим есть чему поучиться у японцев, своих вчерашних учеников.