ОБРАЗОВАНИЕ в Японии

ОБРАЗОВАНИЕ

Срок обучения в школах Японии – 12 лет (6 лет – начальная школа, 3 года – младшая средняя школа, 3 года – старшая средняя школа). Бесплатное обучение – 9 лет. С 1974-го года начаты эксперименты по более раннему обучению детей в начальной школе – с 4-х лет, начаты эксперименты работы на ЭВМ в школе. Общее обучение должно подготовить всех граждан к жизни в «эпоху информатики». Учебный год начинается с 1-го апреля.

Детей приучают уже с младших классов жёстко планировать своё время не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен помнить о письменных рефератах и устных докладах, которые он обязан подгото-вить по данному предмету за месяц, за четверть, за полугодие и т.д.

Примечательно, что домашние задания не ограничиваются учебниками. Школьников учат пользоваться справочной литературой, работать в библиотеках, музеях, самостоя-тельно собирать дополнительные материалы по заданной теме.

Таким образом, японских детей уже с ранних школьных лет вооружают многими навы-ками, которые у нас многие получают лишь в вузе.

Во-вторых, хочется отметить, что японская школа воспитывает такое ценное качество, как обязательность. Здесь немалую роль играет система «оценок по контракту». Напри-мер, после изучения Европы, преподаватель географии поручает учащимся за 4-8 недель подготовить письменный реферат и устное сообщение по одному из европейских госу-дарств.

Причём учащиеся должны решить: на какую оценку подписывать контракт с препода-вателем?

Если на «тройку» – методическая разработка будет состоять из 7-ми небольших вопро-сов, если на «четвёрку» – на 12, если на «пятёрку» – на 19. Для подготовки более объём-ного реферата отводится больше времени, зато требуется использовать больше источни-ков.

Каждый школьник должен сделать нелёгкий выбор: либо выполнить меньший объём работы и быстрее от неё отделаться, либо сознательно взять на себя дополнительное бре-мя труда и ответственности, чтобы получить более высокую оценку.

Ученик, который подписал контракт на «пятёрку» и выполнил его на «четвёрку», т.е. в большем объёме, чем требуется для удовлетворительной оценки, всё равно получает «двойку». Любое недовыполнение равнозначно провалу, никакое перевыполнение не воз-награждается. Нужно лишь одно: выполнить контракт, точно сдержать данное слово.

Можно рассказывать ещё о сроках подачи рефератов. Преподаватели уже с младших классов приучают к строгой дисциплине.

Всё это формирует у японцев такие качества, как организованность, обязательность, дисциплина воли и верность слову. И всё это, насколько можно судить, положительно сказывается в дальнейшем на их трудовой деятельности. Поэтому в Японии готовые изде-лия уже не подлежат проверке, т.к. они сделаны качественно и в этом все уверенны.

В 1998 году известные экономисты и психологи нескольких стран проводили тесты на сообразительность, называемые «Коэффициентом Интеллекта». В разных странах по раз-ным возрастам проверялось население на сообразительность. При решении разных задач и вопросов начислялись очки. Цифра 130 указывала на большие способности, 140 очков – на талант.

С большим удивлением психологи и экономисты разных стран обнаружили, что сред-ний балл у японцев значительно выше. Сообразительность японцев поражала, т.к. интел-лект 130 баллов – у 90%.

Более высокий уровень интеллекта японцев обнаружили уже с 6-ти летнего возраста. Это стало загадкой, которую разные исследователи пытаются решить с помощью не-скольких теорий. Экономисты объяснили рекордно быстрое развитие экономики Японии более высоким уровнем интеллекта и образованности японских рабочих и инженеров.

Отличительная черта японского национального характера – это стремление к заимство-ваниям и умение творчески перерабатывать новшества, т.е. изобретены жидкие кристаллы ещё в СССР, японцы купили лицензию на это открытие, их инженеры накинулись на это открытие, чтобы усовершенствовать и внедрить. Через пол года после покупки у них вы-шли телевизоры на жидких кристаллах.

Правительство думает о школьном образовании. Сначала решение парламента: осна-щать школы телевизорами, видеомагнитофонами и ЭВМ. С 1971 года работают две теле-визионные программы, 126 часов в неделю и две радио программы (122 часа в неделю) на программу школы. Для учителей издаются специальные методические указания по работе с телепередачами в классах.

С осени 1972 года в школах были организованы просмотры телепередач с использова-нием лучших учителей страны.

В 1976 году по указанию парламента был построен телецентр в 130-ти километрах от Токио в г. Татэяма специально для школьных программ, для развития детей в патриотиче-ском и музыкальном аспектах. Его эксплуатация оказалась экономически выгодной (чем увеличение преподавательского состава и оборудования в классах). Этот телецентр был связан первый год с четырьмя городами. Смотрели эти открытые уроки лучших препода-вателей страны 1320 классов и 40 залов, где передавались учебные программы по четырём каналам. По пятому каналу была обеспечена обратная связь. Учащиеся задавали вопросы и тут же получали ответы. Кроме того, школа могла вести через центр трансляцию своих уроков в другие школы. Центр управлялся восьмью специалистами, из них всего четыре педагога.

Кроме того, в Японии каждый ребёнок до пятнадцати лет может позвонить по телефону на телестудию в программу «Мони Мони!» и спросить о том, что его интересует. Напри-мер, один спрашивает: «Скажите, кто изобрёл галстук? Мой папа, уходя на работу, каж-дый день одевает галстук». Другой спрашивает: «Вот опубликована длина нашей планеты. Скажите, кто измерил и как?» Каждому позвонившему указывают дату выхода передачу, когда будет дан ответ на его вопрос.