Японский подход к работе

РАБОТА

Для японцев работа – процесс, который не ограничен каким-то определённым набором дел и действий, не имеет он и определённых границ. Говоря иначе, для японцев работа – это процесс, который не накладывается на жизнь, а является ограничной составляющей жизни. По данным профессора Тиёхиро Коно, на вопрос «Что является более важным ис-точником жизненных ценностей: работа или жизнь вне работы?» 65% японцев ответили – работа, а только 27% - жизнь вне работы. Для сравнения: в США эти цифры соответст-венно составили 24% и 61%, а в Великобритании - 27% и 60%.

Результаты труда для японцев не сама цель, а средство поддержания определённых от-ношений, средство выполнения обязательств. Из этого непосредственно вытекает сущест-венная особенность трудовой деятельности в Японии: здесь результаты труда не распада-ются на качественную и количественную составляющие. Качественные характеристики труда являются ведущими, они соотносятся с характером труда работника, с его отноше-нием к своему делу, квалификационным уровнем. Один из самых значимых принципов трудовой деятельности японцев – «стыдно делать плохо», «нужно делать только на отлич-но!»

Японцы воспринимают труд, как обязательное явление, которое можно любить или не любить, которое может доставлять удовольствие или не доставлять, но которое нельзя из-бежать, и поэтому к нему нужно относиться со всей степенью серьёзности с полной отда-чей и отличным качеством. В силу такого отношения к работе в Японии фактически рабо-чий день существенно превышает формально установленный. По окончанию рабочего дня работники обычно несколько часов в той или иной форме продолжают производственную деятельность.

А как же работает японский руководящий персонал?

Совсем не так, как у нас. Здесь нет личных кабинетов и секретарей. Например, у нас мэрия руководит городом. Всё здание – в кабинетах, с письменными столами и телефона-ми, многие кабинеты с секретарями. В Японии же – большие залы с множеством столов, за которыми сидят и рядовые работники, и их непосредственные начальники: заведующие отделами, группами. Столы заведующих стоят при этом на таких местах, откуда легко просматриваются рабочие столы подчинённых сотрудников. Хорошо видны и сами на-чальники. При такой организации работы – взаимный контроль: на глазах у начальства подчинённым нельзя отвлечься от работы, завязать по телефону частный разговор, вести праздную болтовню с сослуживцами, удаляться на перекуры; то же не может себе позво-лить себе начальник на глазах у подчинённых. Зато доступ к нему по служебному делу открыт в любую минуту и ему нетрудно вступить в контакт со своими сотрудниками.

А как хорошо посетителю! Получив при входе информацию о том, кто и где занимается его вопросом, посетитель поднимается на нужный этаж, подходит к барьеру, протянув-шемуся вдоль зала в виде узкого стола, останавливается там, где рабочее место нужного ему чиновника. А тот, подойдя к барьеру с другой стороны, выясняет суть дела, принима-ет бумаги и т.д. Тут же решается вопрос посетителя.

Работа в больших залах – это норма в подавляющем большинстве управленческих уч-реждений. Так работает основная масса служащих офисов, фирм, банков, газетных редак-ций и муниципалитетов.

Личные кабинеты с секретарями есть, но у людей, занимающих очень высокие государ-ственные посты: у министров правительства, их заместителей, у начальников департамен-тов, у губернаторов, у ректоров университетов. Их лишь единицы в каждом крупном го-роде.