Структура государственного бюджета

Доходы
Расходы
Налог с физических лиц (подоходный)
Социальные расходы
Налог на прибыль предприятий
Военные расходы
Налог с оборота (НДС)
Расходы на фундаментальную науку и научные исследования
Акцизы
Расходы на финансирование экономики:
А) предоставление субсидий, дотаций, займов;
Б) гос. Инвестиции
В) федеральные программы
Таможенные пошлины
Содержание гос. Аппарата
Прочее
Обслуживание гос. Долга.

Существуют различные концептуальный подходы к проблеме регулирования государственного бюджета. Одни экономисты и политики считают, что бюджет должен ежегодно быть сбалансирован. Другие придерживаются концепции циклически балансируемого бюджета (свод бюджета то с дефицитом, то с положительным сальдо), доказывая, что бюджет является инструментом антициклической политики. Дефицит, возникающий в период спада, в ходе подъема экономики в результате жесткой фискальной политики может быть ликвидирован. Третий подход на первый план выдвигает задачу стабилизации экономики.
Наиболее важным направлением бюджетной политики являются: сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом; поэтому эффективность бюджетной политики может быть оценена по результатам деятельности органов исполнительной власти по указанным составляющим.
Основными критериями эффективности бюджетной политики является:
1) уровень собираемости бюджетных доходов ( в т.ч. налогов),
2) уровень выполнения бюджетных обязательств,
3) величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга,
4) объем финансирования ресурсов, отвлекаемых на обслуживание гос. долга.
5) Величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита,
6) Динамика валового внутреннего продукта
7) Уровень безработицы,
8) Степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете,
9) Величина просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования,
10) Величина просроченной задолженности по оплате государственного заказа.
Различная бюджетная политика, проводившаяся в течении последних 5 лет в Российской Федерации, имела и различные макроэкономические последствия. Более мягкая бюджетная политика, сопровождавшаяся нарастанием просроченной бюджетной задолженности вела к ускорению роста неплатежей между предприятиями. Лишь существенное сокращение бремени государственных расходов, снижение бюджетного дефицита, уменьшение правовых заимствований на финансовом рынке, сопровождавшееся падением равных процентных ставок, обеспечили необходимые условия для начала экономического подъема. В апреле – ноябре 1997 г. российский ВВП стал увеличиваться со средней скоростью 0,4 % в год.