Государственный бюджет, проблемы его формирования

 

Пожалуй, ни в одной другой сфере экономики нашей страны за последние 3 — 4 года не произошли столь кардинальные изменения, как в области финансов (за исключением, может быть, денежно-кредитной сферы). Это, несомненно, было необходимо, так как финансовые отношения являются «кровеносной системой» любой экономики, и реально реформировать экономику без изменений в финансовой системе и финансовой политике не представляется возможным. Показатели финансовой системы являются надежным индикатором состояния национальной экономики в целом. Здесь прямо или косвенно отражаются все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности: структура производства, межотраслевые и территориальные пропорции, эффективность деятельности отдельных отраслей и т. д. Что же такое финансы, финансовые отношения, финансовая система и т. п.?

В теоретическом плане финансы — это отношения между:

-государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой

— между самими юридическими лицами

— между отдельными государствами по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Таким образом, денежные отношения, движение которых опосредовано особыми фондами, — это финансовые отношения.

Система этих отношений получила название финансовой системы (иногда под финансовой системой понимается также система финансовых учреждений государства: министерство финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления).Она включает следующие звенья: бюджеты различных уровней государственный, федеральный, республиканский, местный и т. п.) фонды социального, имущественного и личного страхования’, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

Ведущим звеном финансовой системы является государственный (федеральный) бюджет. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.

Принципы построения финансовой системы могут быть различными. Для финансовых систем современных развитых стран характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так, например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом — расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в федеральный (государственный) бюджет.

 

В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма.

Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:

— экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование на нормативной основе, утверждение и исполнение

— взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению

— укрепление доходной части местных бюджетов

— для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды

— возобновляется (после почти 30-летнего перерыва)система субвенций, носящих строго целевой характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существоваших ранее обезличенных дотаций)

— определяется (по совместному соглашению) передача финансовых ресурсов в специальные фонды СНГ на договорной основе. (К настоящему времени принято соглашение о создании совместных финансовых фондов для ликвидации последствий Чернобыльской аварии, для спасения Аральского моря.)



Adblock detector