Государственный долг и его связь с бюджетным дефицитом

 

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг — это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг, т. е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какиенибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг.

Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг государства, т. е. долг своему населению, приводит прежде всего к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видится две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. По поводу первой опасности можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из 1) рефинансирования (т. е. при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашенных облигаций) 2) взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы) 3) выпуска новых денег в обращение.

Что касается второй опасности, то специфика внутреннего долга такова, что мы как бы должны сами себе. В большинстве случаев внутренний долг — это только отношения между гражданами страны, а государственный долг является одновременно и государственным кредитом. Тем не менее, рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

1. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Выплаты государственного внутреннего долга приводят к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения, как правило, переходят к более обеспеченным, т. е. тем, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

 

2. Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, сферу НИОКР и т. д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

3. Существование внешнего долга, при котором мы должны <не сами себе>, предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

4. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

5. Когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Но мы знаем уже, что рост процентной ставки приводит к снижению капитализированной стоимости, сокращению частных капиталовложений. (Вспомните пример: мост с 50-летним сроком службы при годовой норме прибыли в 8% будет невыгодно строить, если рыночная норма процента составит 9%, но если рыночный уровень процента снижается до 7% или еще ниже, то строить мост будет выгодно.) Что может произойти дальше? А дальше последующее поколение может унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

6. Можно отметить еще и чисто психологический момент: с ростом государственного долга отмечается нарастание чувства неуверенности населения страны в завтрашнем дне. В прошлом рост государственного долга был связан в основном с дефицитным финансированием войн и зкономическими спадами, а в последнее время — в основном с сокращением бюджетных поступлений и ростом государственных расходов. Рост государственного долга наблюдается сегодня практически во всех странах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика и бизнес, Под ред. Камаев В. Д.,М.:1993.

2. Стенли Л. Брю и др., Экономикс, М.:1993.



Adblock detector