Государственный бюджет как основной объект планирования государства

 

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это — базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом докумен

тов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Литература.

1. Бюджетный кодекс Российской федерации. Принят ГД РФ 17.07.98.с изменениями, внесенными ФЗ от 31..12.99 и ФЗ от 5.08.2000.

2. ФЗ от 5.02.1999 “О Федеральном бюджете на 1999 год”

 

3. ФЗ от 31.12.99 “О Федеральном законе на 2000 год”

4. ФЗ от 1.12.2000 “О Федеральном законе на 2001 год”

5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”

6. Финансы. Под редакцией М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. – М.: Издательство “Перспектива”, издательство “Юрайт”, 2000.- с.153 – 245.

7. Финансы. Денежное обращение.Кредит. Под ред. Л.А.Дробозиной. – М. : ЮНИТИ, 2000.С.199 – 224.

8. Курс экономической теории. Под. Ред. А.В.Сидоровича. М.:МГУ, Издательство “ДИС”, 1997.

9. Экономическая теория.. В.Д Камаев.М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,1998.