Республика а как форма правления

 

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером

наличием выборного на определенный срок главы государства

производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа

юридической ответственностью главы государства.

По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства — полисы — Афины, Рим и т.д.) средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово — промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская) буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.

Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления — формы правления тоталитарного государства.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

 

наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны

совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах с тоталитарной формой правления даже намечалась тенденция наследственной передачи власти, например, в КНДР и СРР )

наделением главы государства диктаторскими полномочиями

формальным характером партийных и государственных выборов

повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни

отсутствием юридической ответственности главы государства и партии /16,стр.81-87/.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

Обобщение исторического опыта функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае тоталитарно устроенная власть в состоянии обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими, т.е. политическими средствами. Тоталитарно устроенное правление успешно достигает поставленных перед ним целей, если действует по принципу “результат любой ценой”. Когда же общество вынуждено развиваться интенсивно, этот тип правления оказывается малоэффективным, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Органически присущая ему централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом “верху”, исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько- нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкрет

ных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра действие таких существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и т.д., отступали на второй план.



Adblock detector