Налоговая правоспособность в Украине

В налоговом законодательстве содержание налоговой правоспо-собности физического лица раскрывается в Законе Украины "Об основах налоговой системы ", а также в Законе "О подоходном налоге с физических лиц". Однако названные законы в полной мере не решили вопрос о налоговой правоспособности субъектов налогового права, да и не могли его решить. Это связано с тем, что в науке проблема налоговой правоспособности и, в частности, налоговой правоспособности физического лица пока еще находится в стадии за-рождения.
В настоящее время вопросы о том, каким должно быть налоговое законо-дательство, каковы должны быть юридические пределы гарантий прав налогоплательщиков, а также принципы того, что в западной и американской науке называют "налоговой справедливостью", только начинают обсуждаться [1]. Специалисты отмечают, что, осуществляя свои налоговые прерогативы, государство должно в первую очередь заботиться о гарантиях прав налогоплательщика. То есть оно должно защитить добросовестного налогоплательщика от "самого себя". Это не означает, разумеется, коренного изменения властного характера отношений в налоговой сфере в целом, однако и в налоговый процесс и в систему налоговой ответственности более активно должны внедряться элементы равенства [2].
Из изложенного следует вывод: содержание налоговой правоспособности физического лица еще долгое время будет, на мой взгляд, являться предметом законодательной корректировки.
Налоговая правоспособность физического лица не имеет никакого смысла, если она не может быть реализована. Реализация правоспособности осуществляется с помощью дееспособности. В теории права дееспособность определяется как способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Цивилисты подчеркивают, что "дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями". С учетом этого можно выделить две основные функции налоговой дееспособности: юридическую и социальную.
Первая заключается в том, что налоговая дееспособность физического ли-ца является средством реализации его налоговой правоспособности.
Социальная функция налоговой дееспособности проявляется в обес-печении личности возможности осуществления своих налоговых обязанностей перед государством и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение. Дееспособность физического лица наступает по достижении определенного возраста.
Однако в налоговом законодательстве вопрос о дееспособности физического лица пока не решен, что рождает на практике затруднительные ситуации. Например, возникает вопрос: кто обязан уплатить налог на имущество, принадлежащее лицу, достигшему 14 лет? Он сам или его законный представитель?
В науке уже было подмечено, что финансовая, в частности налоговая, дееспособность является вторичной по отношению к гражданской и трудовой [3]. У конкретного физического лица налоговая дееспособность может возникнуть только тогда, когда оно уже приобрело гражданскую или трудовую дееспособность. Другими словами, физическое лицо только тогда может быть фактически налоговодееспособно, то есть приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права, когда оно способно приобрести объекты на-логообложения, то есть имущество, доходы и т. д. В связи с этим возраст, с которого может реально наступить налоговая дееспособность физического лица, производен от возраста наступления гражданской и трудовой дееспособности.