Налоговая дееспособность несовершеннолетних физических лиц

По-моему, у физических лиц, получающих в законном порядке доходы или имущество с 14 лет, должна возникать полная налоговая дееспособность, то есть эти физические лица должны осуществлять свои налоговые обязанности и права без согласия законных представителей. Это объясняется тем, что налоговые правоотношения - это отношения власти и подчинения, отношения неравенства сторон. По сути, императивный метод регулирования налоговых правоотношений не позволяет ставить их возникновение и развитие в зависимость от желания и воли стороны, должной выполнять свои обязанности перед государством.
В связи с этим вопрос о налоговой дееспособности названных физических лиц нельзя решать по типу гражданской и трудовой дееспособности этих лиц.
В русле сказанного следует учесть опыт Эстонской Республики, где вопрос о налоговой дееспособности физического лица в "стыке" с гражданской и трудовой дееспособностью был уже решен. Учитывая, что ранее неполная гражданская и трудовая дееспособность физических лиц наступала по эстонскому законодательству с 15 лет, Закон Эстонской Республики от 11 октября 1990 года "О подоходном налоге с частного лица" установил, что доходы несовершеннолетних лиц в возрасте до 15 лет декларируются родителями (усыновителями) или опекунами в составе своих доходов (ст. 7). Подростки в возрасте от 15 до 18 лет декларируют свои доходы самостоятельно [4].
Вместе с тем нельзя совершенно отрицать роль законных представителей в реализации налоговой дееспособности несовершен-нолетних. Неполная дееспособность несовершеннолетнего,выражающаяся в необходимости получить согласие законного представителя на заключение сделок и трудового договора, выполняет функцию гарантировать, оградить не-совершеннолетнего от неблагоприятных имущественных, а также медицинских и прочих последствий, которые могут наступить для него в силу незнания законодательства, недостаточного жизненного опыта, переоценки своих физических возможностей и т. д.
Безусловно, при реализации налоговой дееспособности для несовершен-нолетнего также могут наступить неблагоприятные налоговые последствия, обусловленные запутанностью, сложностью налогового законодательства, недооценкой последствий его несоблюдения и т. д. В связи с этим, на наш взгляд, законные представители могли бы выступать гарантом несовершеннолетнего в реализации им своей налоговой дееспособности. Поэтому было бы вполне справедливо, если бы закон обязывал законных представителей осуществлять контроль за выполнением несовершеннолетним своих налоговых обязанностей, в частности контроль за составлением несовер-шеннолетним декларации о доходах, ведением учета своих доходов и т. д.
Итак, возраст возникновения налоговой дееспособности физического лица определяется однозначно - 14 лет.
Безусловно, в налоговом законодательстве следует закрепить понятие "налоговая дееспособность" и указать возраст физического лица, с которого она возникает. В контексте изложенного нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что налоговая дееспособность физических лиц должна наступать по достижении 18 лет [5]. Такая позиция приведет к "нестыковке" гражданской, трудовой и налоговой дееспособности физических лиц.
Возможны ситуации, что с 14 лет физическое лицо может (с согласия законных представителей, а в ряде случаев и без их согласия) вступать в гражданские и трудовые правоотношения, получать доходы и имущество, но не может вступать в налоговые правоотношения, то есть уплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и имущества. Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте от 14 лет, являясь деликтоспособными по гражданскому и трудовому праву, окажутся налогово-неделиктоспособными.