Изучение институциональных факторов рынка труда

 

Изучение институциональных факторов рынка труда традиционно сопутствовало сменявшим друг друга макроэкономическим доктринам. Впрочем, всегда находились специалисты, которые считали институциональные факторы — несовершенство законодательства, структур собственности, соотношений между крупными, средними и малыми предприятиями, организацию самого рынка труда главными причинами возникающих проблем и диспропорций, в том числе безработицы. В России крупнейшей институциональной перестройкой последних лет стала приватизация. Доля занятых в частном секторе, согласно Госкомстату РФ, в 1992-1997гг. увеличилась с 15,3% до 54,4% от общей численности занятых в экономике. Обсуждение большинства политических, социальных, экономических, юридических аспектов приватизации не входит в задачи настоящей работы — кроме одного. Насколько правомерно предположение о том, что приватизация должна вызвать массовую безработицу? Теоретическая модель гипотезы о существенном и негативном влиянии приватизации на занятость достаточно пр

оста: в результате приватизации предприятий должны повышаться организованность их работы, эффективность труда и вследствие этих причин должен снижаться спрос на труд. Данная модель была бы приемлема для жестко структурированного насыщенного рынка с ограниченным уровнем спроса на все виды товаров в России, несмотря на ограничения спроса, возникшие в результате инфляции и других кризисных факторов, рынки многих товаров не полностью насыщены. Поэтому потенциально меньше приватизированные предприятия могут расширять сбыт продукции и спрос на труд. Не реализуются указанные возможности в результате общего кризиса, в равной степени препятствующего нормальной деятельности как частных, так и государственных предприятий. Кроме того, на многих приватизированных предприятиях после формальной смены титула собственности не происходит позитивных изменений в технологии, организации и эффективности труда.

В последнее время в российской экономике все отчетливее проявляется такая тенденция, как незаинтересованность предприятий в улучшении качественного состава работающих. Такое улучшение считается задачей будущего и поэтому уходит на второй план. На первом же месте стоит проблема выживаемости, самосохранения.

 

Серьезное влияние на рынок труда на всех уровнях оказывает подготовка и переподготовка кадров. Требует своего разрешения обострившееся в последнее время противоречие между формальным и реальным образованием. Рынок труда и подготовка учебными заведениями специалистов не имеют почти никакой взаимосвязи. В то же время современное предприятие ставит перед выпускником учебного заведения, нанимаемым на работу, вопрос: что конкретно он умеет делать?

Это предполагает наличие у него определенного опыта работы. Опыт работы по специальности до получения диплома накопить трудно. Студент еще с младших курсов вынужден устраиваться на работу, очень редко соответствующую его будущей специальности, лишь ради заработка. Причем работать приходится зачастую в дневное время, когда идут занятия, т.е., он работает за счет учебы. Компенсировать упущенное он пытается уже после получения диплома, ценой немалых затрат времени и денег, на многочисленных курсах, порой сомнительной репутации.