Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России

Лишь с началом экономических преобразований в нашей стране стал вопрос о необходимости ее постепенного сближения с ГАТТ.
В мае 1990 года бывший Советский Союз получил статус наблюдателя в ГАТТ, и в 1992 году этут статус перешел к Российской Федерации. В июле 1993 года в ходе встречи Президента РФ Б.Н. Ельцина с тогдашним Генеральным директором ГАТТ А. Дупнелем ему было передано официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена. В соответствии с существующей процедурой в марте 1994 года в ГАТТ был направлен Меморандум о внешнетогровом режиме РФ и в мае 1995 года ответы на вопросы стран-членов ВТО, заданные по Меморандуму. В связи с образованием Всемирной торговой организации (ВТО) Россия приняла решение о присоединеннии к ВТО , о чем в декабре 1994 мы официально уведомили секретариат ГАТТ.
Присоединяясь к ВТО, мы исходим из того , что это выгодно как для России, так и для стран, членов этой организации. Для полноправного участия в деятельности ВТО России потребуется внести необходимые изменения в национальное законодательство, регулирующее сферы, которые входят в компетенцию ВТО. В ходе реформ уже разработано, в том числе с привлечение международной экспертизы, и принята целая серия законодательных и подзаконодательных актов, базирующихся на фундаментальных принципах ГАТТ/ВТО. К моменту присоединения российское законодательство должно быть гармонизировано соответующими положениями ВТО.
Переговорный процесс продолжается уже несколько лет. Причем если на первоначальном этапе основное внимание уделялось рассмотрению экономической политики и внешнеторгового режима России с точки зрения их соответствия нормам и правилам ВТО, то сейчас начинаются переговоры по конкретным условиям доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Россия, возможно, станет полноправным членом Всемирной торговой организации, в которую сейчас входят 130 стран-членов и еще 30 ведут переговоры о вступлении. Уже две страны: Латвия и Киргизия на территории постсоветского пространства вступили в эту оргранизацию.
Однако наша страна присоединится к ВТО не любой ценой, а только на выгодных для нее условиях.
Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов, в частности в области урегулирования торговых споров. Россия также рассчитывает, что будут созданы более благоприятные, равноправные для всех условия для доступа российских товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важно выработать комплекс мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.
Следует отметить, что в настоящее время практически нет ни одной сферы деятельности ВТО, по которой ведущие члены этой организации - США и ЕС не выдвигали бы требований к российской стороне. Речь, в частности, идет о снижении тарифных ставок ввозных таможенных пошлин, расширении доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок, сокращении субсидирования отдельных отраслей, в первую очередь сельского хозяйства. Кроме того, основные торговые партнеры требуют от России упрощения норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле, санитарными нормами. Об этом, в частности, заявил директор генеральной дирекции по внешним экономическим связям Комиссии ЕС Э.Жуан Жан. Он обратил внимание на то, что для вступления в ВТО Россия должна будет сформировать либерализованный рынок за счет принятия на себя рыночных обязательств. Однако Россия не может одномоментно либерализовать свой рынок и открыть его сразу для всех зарубежных товаров и услуг в силу незащищенности ряда секторов национальной промы
шленности перед лицом качественной импортной продукции: По словам министра МВЭС РФ Г. Габуния, Россия будет отстаивать право на постепенное открытие своего рынка в течение определенного периода, который может продлиться 6-7 лет
Было заявлено о неправомерности связывать вопрос присоединения России к ВТО с признанием ее статуса как страны с рыночной экономикой. Россию следует считать страной с рыночной экономикой на основании того набора показателей, которые приняты в мире. Поэтому при вступлении нашей страны в ВТО этот вопрос не должен быть доминирующим.
Присоединение России к ВТО приведет к переменам в российской экономике, в жизни каждой компании, в функционировании практически каждого рынка товаров или услуг. Изменится не только правовая среда, но и инструменты регулирования рынка и конкуренции - ставки пошлин, база налогообложения, возможности государственной поддержки, сохранения или приобретения монопольных или эксклюзивных прав, принципы лицензирования предпринимательской деятельности, правила перевода капиталов и платежей.
Вместе с тем у российских предпринимателей появятся новые возможности влияния на решения правительства РФ, торговых партнеров и их административную практику, нарушающую интересы компании и обязательства ВТО. Законодатели смогут действовать только в пределах норм ВТО.