Сущность экономического явления – инфляции

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В ХІХ веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны.
В мире нет стран, где бы во второй половине ХХ в. не существовала инфляция.
Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала
явно ослабевать, - циклическим кризисам.
Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин “инфляция” (от латинского inflatio) означает “вздутие ”, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Лаконично инфляции можно дать еще и такое определение: инфляция – это повышение общего уровня цен.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему значение всеобщего эквивалента.
Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой ценовой, имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, которая проявляется прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Но не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический. Современная инфляция испытывает воздействие многих факторов, как денежных, так и неденежных.
Инфляция обычно измеряется индексом потребительских цен (ИПЦ), который одновременно свидетельствует об изменении жизненного уровня населения.
Исходным для ИПЦ является “потребительская корзина” – набор товаров и услуг, покупаемых среднестатическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (квартала, месяца). Стоимость корзины за прошлый год, месяц берется за базу, отправную точку при измерении инфляции. Допустим, базисным для нас является 1998 год, когда стоимость корзины составляла 60 грн. в месяц. Затем, используя средневзвешенные ценовые показатели, исчисляется стоимость этой корзины в ценах 1999 года. Пусть она равняется 90 грн. в месяц. После этого можно определить ИПЦ за 1999 год. В нашем примере он составит
90 100 = 150
60
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, и разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1998 г. индекс цен на потребительские товары был равен 142, а в 1999 г. – 150, то уровень инфляции для 1999 г. вычисляется следующим образом:
150 – 142 100 = 5,6%
142
Подобный подход к измерению инфляции имеет свои недостатки. Сохранение твердого набора товаров и услуг в потребительской корзине (изменения в наборе происходят обычно через 8-10 лет) не учитывает порою весьма стремительных перемен в реальной структуре потребления. В него входят новые товары, а некоторые традиционные отступают на задний план. По оценкам Института Социально-экономических проблем народонаселения, доля продуктов питания, составлявшая у нас в 80-е гг. около половины стоимости потребительской корзины, поднялась в
1992 г. до 80-90%.